Цели урока:
1. Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала, связанную с:
3. Задачи:
4. Оборудование:
- карта Белгородской области,
- атлас Белгородской области,
- География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.,
- мультимедийный проектор,
- компьютер.
Подберите пару: понятие – определение.
А) депортация;
Б) естественный прирост населения;
В) урбанизация;
Г) экономически активное население;
Д) демографический кризис;
Е) миграции;
Ж) агломерация;
З) демографический взрыв;
И) рынок труда;
К) главная полоса расселения;
Л) трудовые ресурсы.
1. Вопросы для подготовки восприятия нового материала:
2. Информация учителя о населении Белгородской области.
(Учащиеся делают записи в тетрадь)
“На 9 октября 2002 года (по переписи населения) в Белгородской области проживало 1512, 3 тыс. человек. Это относительно небольшой по численности населения регион Российской Федерации – чуть более 1% от численности населения Российской Федерации и занимает шестое место в Центральном федеральном округе. В городской местности области живут 66% населения, в сельской – 34%.Это ниже, чем в среднем по России, поскольку городское население страны составляет 73% населения.
Динамика численности населения складывалась под влиянием естественного и механического движений.”
3. Практическая работа “Население Белгородской области” по учебнику Белгородской области.
А) Используя таблицу 4. “Численность населения России и Белгородской области, тыс. чел.” на стр. 12 определите какова причина резкого сокращения численности населения между 1930 и 1959 гг. и плавного роста числа жителей с 1989 года? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Б) По рис. 8 . “Изменение естественного движения населения Белгородской области” стр.13 охарактеризуйте ситуацию изменения естественного движения населения Белгородской области в период с 1954г. по 2004г. (Ответ и вывод записать в тетрадь).
В) По рис 10. “Механическое движение населения Белгородской области” на стр. 14 проанализируйте график механического движения населения Белгородской области. Какие изменения произошли за последние 15 лет в механическом движении населения Белгородской области, с чем это связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Г) По рис.11. “Миграционный приток населения в Белгородскую область из других регионов России и стран – бывших республик СССР в 2000-2004 гг.” на стр.14 определить откуда прибывает больше всего мигрантов в Белгородскую область и с чем это связано? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Д) По рис.12. “Половозрастная пирамида населения Белгородской области, 2004 г.” стр.17 проанализируйте половозрастную пирамиду:
(Ответ и вывод записать в тетрадь).
Е) По рис.14. “Занятость населения Белгородской области” стр.17 объясните ситуацию на рынке труда в Белгородской области? (Ответ и вывод записать в тетрадь).
Ж) По рис.15. “Расселение населения Белгородской области (2005 г.) стр.19. Проанализируйте карту “Расселение населения Белгородской области (2005 г.)”, дайте ответы на вопросы:
4. Отчет обучающихся о выполнении практической работы “Население Белгородской области”.
Учащиеся зачитывают ответы с выводами, которые по прочтению комментируются и оцениваются одноклассниками. Учитель следит за правильностью ответов и корректностью выставления оценок.
5. Информация учителя о расселении населения Белгородской области:
Старый Оскол – 217,4 тыс.человек.
1) высокая плотность населения и густая сеть сельских поселений в расчёте на 100 кв.км;
2) невысокая средняя людность сельских населённых пунктов (около 300 человек);
3) низкий удельный вес крупных населённых пунктов. Поселения с числом жителей свыше 1 тыс. человек составляют всего 6,4% всех поселений (но в них проживает более 35% населения).
(Учащиеся делают записи в тетрадь)
Тема 2. Население. §§ 3-5. Прочитать тексты.
Дать характеристику города Белгорода по плану:
Литература:
География Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 9-х классов общеобразовательной школы: В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 56 с.