“Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть…”
Во время всероссийской детской диспансеризации (2003 г.) было обследовано 30 430 000 детей из разных городов и сел России. Выяснилось, что детское население здорово лишь на треть. Остальные дети находятся в группе риска (52%), а 16 % – серьезно больны. Самым неожиданным итогом диспансеризации стало то, что деревенские дети, которые живут в экологически благополучных условиях, обгоняют по количеству разнообразных болячек городских сверстников. Связано это с низкой доступностью здравоохранения на селе. Кроме того, по данным ЮНИСЕФ, ожидаемая продолжительность жизни родившихся в 2000 году россиян является одной из самых низких в постсоциалистических странах после Молдавии и Казахстана (намного ниже продолжительности жизни зарубежных сверстников).
Какие болезни чаще всего встречаются среди детей?
14 % – | болезни костно-мышечной системы (сколиоз) |
13 % – | заболевания органов пищеварения (язвы, гастриты) |
10 % – | проблемы зрения |
Рейтинг вредности
В развитых странах классический образ богатого человека – толстяка с огромным животом – уже не актуален. Преуспевающие люди тщательно следят за собой, правильно питаются и занимаются спортом. Во всем мире от ожирения страдают чаще всего люди из низших слоев общества, а в России – наоборот. Кроме того, в России распространено и недостаточная масса тела.
Почему же в России есть проблемы с весом и заболеваниями органов пищеварения? Институт питания РАМН выделил причины избыточного веса россиян. Сравним эти показатели с показателями 5 Б класса. Для этого оформим “Хронометраж недели” и ответим на вопросы “Питание и Я”.
Питание и Я
1. Когда ты съедаешь больше еды:
в первой половине дня;
во второй половине.
2. Делаешь ли ты зарядку?
да;
нет.
3. Занимаются ли кто-нибудь в твоей семье спортом?
борьба шейпинг;
бег велосипед;
теннис лыжи;
бассейн фитнесс.
3. Любишь ли ты уроки физкультуры?
да;
нет.
4. Охотно ли ты ходишь на нее?
да;
нет.
5. Если бы родители разрешили не ходить на урок физкультуры, ты бы
а) обрадовался;
б) огорчился;
в) все равно бы пошел;
г) все равно.
6. Какой отдых ты любишь?
активный (походы, экскурсии и т.д.);
пассивный (лежать и загорать на солнце).
7. Твоей любимой едой являются (поставь в порядке убывания):
а) __________________________________________________
б) __________________________________________________
в) __________________________________________________
г) __________________________________________________
8. Часто ли тебе удается питаться чипсами, кириешками, шипучками
а) каждый день;
б) только иногда;
в) готов есть всегда;
г) вообще не ем.
9. Напиши обычный рацион питания дома (что чаще всего ест ваша семья)
а) __________________________________________________
б) __________________________________________________
в) __________________________________________________
г) __________________________________________________
д) __________________________________________________
е) __________________________________________________
10. Домашний работы ты выполняешь с помощью бытовой техники?
да;
нет.
11. Если у тебя ничего не получается, тебя обидели, у тебя плохое настроение
а) ты “заедаешь” стресс;
б) не ешь ничего сладкого, мучного.
12. Новинки продуктов питания в твоей семье едят
а) часто;
б) нечасто;
в) не едим.
13. Как часто в твоей семье едят фаст-фуд и полуфабрикаты
а) больше 4 раз в неделю;
б) 3 раза в неделю;
в) 1–2 раза в неделю;
г) не едим вообще.
Хронометраж недели
Часы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |||||
6–7 |
| |||||||||||
7–8 |
| |||||||||||
8–9 |
| |||||||||||
9–10 | ||||||||||||
10–11 |
| |||||||||||
11–12 |
| |||||||||||
12–13 |
| |||||||||||
13–14 |
| |||||||||||
14–15 |
| |||||||||||
15–16 |
| |||||||||||
16–17 |
| |||||||||||
17–18 |
| |||||||||||
18–19 |
| |||||||||||
19–20 |
| |||||||||||
20–21 |
| |||||||||||
21–22 |
| |||||||||||
22–23 |
| |||||||||||
23–24 |
| |||||||||||
Красный | Учебные дела | Оранжевый | Физкультура и спорт | Розовый | Сон | |||||||
Зеленый | Кружок | Синий | Компьютер, телевизор | Коричневый | Еда | |||||||
Желтый | Чтение | Фиолетовый | Домашние дела | Голубой | Прогулки |
Результаты сводим в таблицу, где сравниваются исследования института питания РАМН и результаты 5 б класса. Выписываем на доске результаты и рассматриваем их вместе с детьми.
Институт питания РАМН | 5 б класс (25 чел.) | ||
| Когда съедают больше всего пищи | ||
Первая половина – 4 | Вторая половина – 24 | ||
| Новинки продуктов покупают – 8, не покупают – 14 | ||
| Любимая еда: картофель – 16; (жареный, пюре) | Едят дома: картофель – 17; (жареный, пюре) | |
Полуфабрикаты и фаст-фуд едят: больше 3 раз в неделю – 5; | |||
| Использование домашней техники | ||
да – 14 | нет – 10 | ||
| Отдых | ||
активный – 21 | пассивный – 4 | ||
| Все ученики после школы сидят дома за компьютером и телевизором (на основе результатов хронометража недели) | ||
| При стрессе еда | ||
помогает (успокаивает) – 7 | не едят при стрессе – 15 | ||
Гастриты в классе у двух учеников, самый здоровый класс школы!!! | |||
| Зарядка | ||
делают – 13 | не делают – 12 | ||
Занимаются спортом | |||
ученики (посещают спортивные секции, танцы) – 12 | члены семьи – 16 | ||
Посещают уроки физкультуры | |||
охотно – 22 | не охотно – 3 |
Итак, чтобы быть здоровым и успешным следует следить за своим питанием, заниматься спортом. Как правильно принимать пищу? Рассмотрим правила приема пищи. Какие правила вы знаете?
Правила приема пищи
|
Ученики заранее готовят выступления по теме “Витамины. К чему приводить их недостаток?”
Название | К чему приводит недостаток | В чем содержится |
Витамин С | Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи | Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи |
В1 (тиамин) | Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка | Пшеничные отруби, клубника, печень, почки |
В2 (рибофлавин) | Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта | Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры |
В2 (пиридоксин) | Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость | Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы |
В12 | Анемия | Печень, почки |
РР (никотиновая кислота) | Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства | Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки |
Витамин А | Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения | Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир |
Витамин Е | Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца | Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы |
Тематика классных часов:
Классный час подготовлен на основе материалов:
1. Астахова А. Есть или не есть. //Итоги – февраль – 2005.
2. Мач В. Тяжелороссы. //Итоги – июнь – 2006.
3. Стасова А. Таких не берут в космонавты. // Итоги – март – 2003.