Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа пропедевтического курса Химия без формул

Добавлено: 2015.02.24
Просмотров: 402

Панова Наталья Петровна, учитель химии

Пояснительная записка

Пропедевтическая химическая подготовка учащихся осуществляется в V-VII классах основной школы и рассчитана на 21 час. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся получают начальные знания по химии. Курс химии знакомит учащихся с основными понятиями химии, строением атомов и молекул, названиями элементов и веществ. Программа углубляет и расширяет знания учащихся о строении вещества, взаимодействии веществ, применении химических соединений в быту и защите окружающей среды. Отбор материала основывался на принципах ввода минимального количества специфических понятий и максимального использования знаний из курсов других учебных дисциплин. Учебный материал подобран так, что его можно объяснять на уровне, доступном для понимания учащимися этого возраста.

Предлагаемый курс предусматривает проведение простейших лабораторных опытов. Используемые в лабораторных опытах вещества общедоступны, что обеспечивает выполнение всей экспериментальной части настоящего курса.

Цель курса: развитие познавательной активности, творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания; создание условий для формирования мотивационной и ориентационной основы осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

Основные задачи курса

Пропедевтический курс химии должен решать ряд задач, среди которых можно выделить следующие:

- формирование основ химических знаний, необходимых для изучения биологии, географии и физики;

- содействие формированию научного мировоззрения учащихся через реализацию межпредметных связей;

- совершенствование на конкретном учебном материале умений сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал;

- формирование умений обращаться с веществами и лабораторным оборудованием, соблюдать правила безопасной работы;

- развитие умений наблюдать и объяснять различные явления, проводить несложные химические эксперименты;

- формирование умений грамотно применять знания по химии в повседневной жизни;

- расширение кругозора учащихся; обобщение знаний о влиянии различных веществ на организм человека;

- формировать профиль дальнейшего обучения.

Основные особенности курса

Курс рассчитан на младший подростковый возраст. Наибольший интерес вызывает информация, которую учащиеся добывают сами в ходе подготовки к занятиям (по желанию). Использован индуктивный подход к обучению: от частного - к общему, от фактов - к теориям и умозаключениям. Материал курса построен на изучении веществ и химических процессов, известных детям из повседневной жизни. Здесь сведено к минимуму использование химических формул, уравнений и расчётов по ним.

Актуальность и перспективность курса

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям страны и основным направлениям её развития. Изменения в экономике и общественной жизни предъявляют новые требования к личности, главные из которых - инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору будущей профессии. Учащемуся 9-го класса достаточно сложно определить цикл школьных предметов, которые ему будут нужны для поступления в вуз или другие образовательные учреждения. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё не сформировались устойчивые интересы к будущей профессии. Формированию устойчивого интереса к естественным наукам способствует их раннее введение в школьный курс, то есть пропедевтика.

Требования к усвоению материала.

Знать:

- что называется химическим элементом, веществом;

- что все вещества состоят из молекул и атомов;

- знать названия основных элементов и историю их открытия;

- родоначальников российской химии;

- что таблица Д.И.Менделеева содержит основные сведения о каждом элементе, в том числе его символ;

- находить элементы в Периодической таблице Д.И.Менделеева;

- особые физические свойства металлов;

- роль металлов в организме человека;

- что выводы о свойствах вещества можно сделать на основании наблюдений и измерений;

- источники важнейших металлов и их влияние на жизнедеятельность организма;

- значение металлов в жизни человека;

- значение правильного питания и здорового образа жизни;

- прикладное значение химических знаний.

Уметь:

- привлекать законы и теории естествознания для объяснения физических, химических и биологических явлений;

- работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты;

- решать расчетные задачи с практическим содержанием;

- работать индивидуально и в группе;

- работать с литературой, готовить доклады и писать рефераты;

- выступать перед аудиторией, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Формы отчетности:

- опорный конспект;

- отчеты по практическим и самостоятельным работам;

- сообщения и рефераты;

- домашнее творческое задание;

- решение задач.

Формы занятий:

- лекции;

- групповая работа;

- работа в парах;

- практикум;

- доклады;

- игры.

Темы рефератов для учащихся

1. Применение металлов, их значение в жизни человека.

2. Роль металлов в организме.

3. Нахождение металлов в природе.

4. Здоровое питание.

5. Биологическая роль металлов.

6. Сплавы.

7. Биологическая роль неметаллов.

Педагогические методы по типу познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический.

Педагогические формы:

- работа в парах помогает запомнить основные химические понятия, а также необходима при выполнении лабораторных работ;

- групповая форма хорошо применима при проведении сюжетно-ролевых игр и соревнований;

- индивидуальная форма проводится при самостоятельных работах а так же при подготовке докладов и рефератов.

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Урок 1. Химия без формул или знакомые незнакомцы.

1 сентября 1651 года на девятнадцатом году жизни Робинзон Крузо отправился в своё кругосветное путешествие: И вы, конечно, знакомы со всеми его приключениями на необитаемом острове. Так почему же Робинзон не погиб с голода и одолел все напасти? Знание свойств веществ, которые были рядом и тех, что он научился получать, умение наблюдать и извлекать необходимые знания из собственного опыта очень помогли Робинзону Крузо и, в конечном итоге, спасли его. Определения - химия, химические элементы, химические реакции. Что такое вещество. У истоков химии. Что может химии. Родоначальники российской химии.

Урок №2. Брейн-ринг "Путешествие по Периодической системе".

Путешествие по Периодической системе интересно и увлекательно. Элементы и их применение, установка причинно-следственных связей между свойствами и применением веществ. Работа самостоятельная и в коллективе - по командам.

Тема 2. Металлы.

Урок 3. Урок занимательной химии "Маска, я тебя знаю"

Это урок занимательной и познавательной химии, посвящённый металлам. В ходе беседы учащиеся узнают много полезной и интересной информации, связанной не только с химией, но и с историей, искусством, традициями русской культуры, знакомятся с некоторыми правилами безопасного поведения в быту.

Урок 4. Мир металлов глазами химика и физика.

Раскрываются причины особых физических свойств металлов.

Урок 5. Мир металлов глазами химика и биолога. Нахождение металлов в природе.

Углубление знаний учащихся о применении металлов, их значение в жизни человека; применение знаний по биологии к решению новых познавательных задач по химии; формирование целостного представления о взаимосвязи химических и биологических процессов в живых организмах.

Урок 6. Роль металлов в организме.

Организм человека состоит из различных химических веществ. Его жизнедеятельность связана с многообразными химическими реакциями, протекающими с участием веществ самого организма, а также веществ, поступающих извне. Организм человека примерно на 60% состоит из воды. Остальные 40 процентов распределены, в основном, между жирами, белками, углеводами и минеральными веществами. Большая часть микроэлементов в организме представлена металлами, что позволяет обеспечивать ряд физиологических реакций.

Урок 7. Ты и твоё питание.

Вам требуется около 20 различных элементов. Питаясь разнообразно, вы вряд ли столкнётесь с недостатком этих элементов, потому что вашему организму их нужно сравнительно немного. Некоторые из них помогают работе витаминов и белков. Здесь приведены четыре довода, доказывающие, почему они вам нужны. Измените свои привычки в питании. Выбор блюд.

Урок 8. Решение задач.

Химия на кухне. Садовая химия.

Урок 9. О химических элементах и веществах в стихах.

Стихи о веществах и элементах (водороде, гелии, литии, бериллии, магнии, боре, углероде, азоте, кислороде).

Тема 3. Металлы и здоровье человека.

Урок 10. Биологическая роль металлов.

Биологическая роль металлов (лития, натрия, калия, магния, кальция, стронция, алюминия, цинка и т.д.) и токсическое действие избытка. Металлы в городе и организме человека.

Урок 11. Алюминий, цинк, кадмий и здоровье человека.

Содержание алюминия, цинка и кадмия в организме человека. Поступление этих элементов в организм человека и биологическая роль; реакция организма на избыток, токсические свойства, применение.

Урок 12. Ртуть, медь и здоровье человека.

Нахождение ртути в живых организмах и их токсическое действие. Помощь при острых отравлениях препаратами ртути. Биологические функции меди. Лечебное применение меди и её препаратов. Реакция организма на недостаток и избыток меди.

Урок 13. Железо и здоровье человека.

Здоровье человека и источники поступления железа в организм. Круговорот железа в организме. Реакция организма на недостаток и избыток железа.

Урок 14. Сплавы.

Ещё в глубокой древности люди заметили, что в большинстве случаев сплавы обладают другими, нередко более полезными для них свойствами, чем составляющие их чистые металлы. Состав стали, чугуна, бронзы, мельхиора, латуни; их свойства и применение. Секрет булата.

Тема 4. Неметаллы.

Урок 15. Селен и сера.

Источники поступление элементов в организм человека и их биологическая роль; реакция организма на избыток и недостаток. Применение серы в медицине. Знаете ли вы, что...

Тема 5. Занимательные уроки и игры.

Урок 16. Урок-знакомство "Тайны маминой кухни".

На этом уроке учащиеся узнают об основах атомно-молекулярного учения, о многообразии физико-химических процессов, которые можно наблюдать в быту. Физические тела и вещества из которых они состоят. Простые и сложные вещества. Три агрегатных состояния. Физические и химические явления.

Урок 17. Урок-путешествие "За солью, железом и золотом".

Обобщение знаний учащихся о плотности веществ и свойствах солей, закрепление практических умений работы с лабораторным оборудованием. Урок предполагает исторический экскурс о создании флота в России; постановку миниатюры "Нептун на современном судне". Проводятся лабораторные опыты, которые связаны между собой рассказами учащихся о плотности веществ, свойствах морской воды и содержании в ней солей, о добыче полезных ископаемых из морской воды.

Урок 18. Шоу-викторина "Золото, золотой, позолоченный".

Межпредметная шоу-викторина. Геймы: "Гонка за лидером", "Ты - мне, я - тебе", "Тёмная лошадка", "дальше, дальше, дальше:"; игра со зрителями. Команды по очереди отвечают на вопросы. По результатам ответов определяется лидер игры.

Урок 19. Занимательные опыты.

Занимательные и простые опыты "Ракета", "Съедобная свеча", "Золото алхимиков", "Химический серпантин", "Получение углекислого газа".

Урок №20. Военные профессии веществ.

Устный журнал посвящён победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Урок показывает, как самоотверженным трудом многих людей, видных ученых в тылу ковалась Великая Победа; рассказать о применении известных веществ во время войны.

Урок №21. Игра "Слабое звено".

Обобщение знаний об элементах, их строении, свойствах, применение. Умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ. Учащиеся работают самостоятельно и в коллективе, учатся выделять главное, составлять алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы. В игре задаётся 100 межпредметных вопросов из области химии, биологии, географии, истории, русского языка, и литературе. Оставшиеся вопросы разыгрываются среди зрителей.


x