Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 317

Пашкова Надежда Александровна, учитель истории и обществознания

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русских художников первой половины XIX в.

Задачи:

образовательная - в ходе урока сформировать представление о различных направлениях в живописи, выделить выдающиеся достижения связанные с утверждением новых форм, жанров, тематики, показать идеи гражданственности выраженные в творчестве живописцев данного периода;

развивающая - продолжать развивать умения и навыки делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения;

воспитательная - воспитывать умение работать командой, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, прививать интерес к отечественной истории и ее самобытной культуре.

Оборудование:

технические средства: проектор, экран, компьютер;

раздаточный материал: инструктивные карточки, репродукции картин художников.

Примечание: презентация, стихи, раздаточный материал в Приложениях 1, 2, 3.

Технологическая карта урока

Дидактические этапы урок Последовательность раскрытия материала (информационная часть)
I. Организация.

II. Вводное слово учителя (муз. сопровождение)

Опережающее задание (проблемный вопрос)

Слово учителя

III. Основная часть.

Самостоятельно-исследовательская работа в группах.

Представление исследовательской работы групп.

Дополнение и подтверждение выводов учителем. ( на экране репродукции картин, муз сопровождение, стихотворное сопровождение)

IV. Обобщение, выводы.

V. Подведение итогов.

Учитель (муз. сопровождение)

Домашнее задание

Тема, цель, задачи, деление учащихся на 4 группы, обращается внимание на эпиграф, который отражает основное содержание урока.

В мире много удивительного и прекрасного. Оно волнует нас, заставляя восхищаться, преклоняться, торжествовать. Что же это за сила такая? Это волшебная сила – искусство. Настоящие произведения искусства обладают удивительной способностью не стареть и через сотни лет действовать на душу и воображение человека так же сильно, как это было в дни их появления, а иногда еще глубже, еще сильнее.

Как мысли, чувства, вопросы и проблемы волновавшие русское общество, отразились в живописи первой половины XIX в?

Первая половина XIX в – период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений. Это период складывания русской нации, которая получила свое завершение. Это время культурного и духовного подъема, расцвета и утверждения новых направлений в культуре – как постепенный переход к реализму. Не случайно период первой половины XIX в называют Золотым веком русской культуры.

Работа по заданиям инструктивных карточек и по предложенным репродукциям картин художников.

Учащиеся группы представляют картину. Делают выводы

Устное представление учениками каждой группы исследовательского материала:

  1. исследование первой группы творчества художника П.А.Федотова.
  2. исследование второй группы творчества художника А.Г.Венецианова
  3. исследование третьей группы творчества художника А.А.Иванова
  4. исследование четвертой группы творчества художника К.П.Брюллова

Возвращаемся к проблемному заданию.

Учащиеся делают вывод по вопросу:

Проявляются ли проблемы общества и государства первой половины XIX в. в современной России?

Оценки учащимся

Доступно краскам все – и мудрости заветы,
И дни и месяцы, и звезды и планеты,
Пороки и добро, союзы и раздоры.
Творит поэта кисть, являя нашим взорам
Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья,
Что издревле живит наш ум и все творенья.

Подготовить сообщения о жизни композиторов: М.И. Глинки, А.А. Алябьева, А.С. Даргомыжского.

Ход урока

Эпиграф:

Художник – чувствилище своей страны,
своего народа, ухо, око и сердце его, он
глас своей эпохи. М.Горький.

Организационная часть.

Раскрываются цели, задачи, класс делится на группы.

Звучит музыка и учитель начинает:

В мире много удивительного и прекрасного. Оно волнует нас, заставляя восхищаться, преклоняться, торжествовать. Что же это за сила такая? Это волшебная сила – искусство. Настоящие произведения искусства обладают удивительной способностью не стареть и через сотни лет действовать на душу и воображение человека так же сильно, как это было в дни их появления, а иногда еще глубже, еще сильнее.

Тема урока: “Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.”. Эпиграфом к уроку будут слова писателя М.Горького:

Художник – чувствилище своей страны, своего народа, ухо, око и сердце его, он глас своей эпохи. Эпиграф отображает основное содержание урока. Рассматривая тему, мы должны выяснить в конце урока и сделать выводы по проблеме, о том как мысли, чувства, вопросы и проблемы волновавшие русское общество, отразились в живописи первой половины XIX в?

В каких же исторических условиях развивалась культура этого периода?

Первая половина XIX в – период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений. Это период складывания русской нации, которая получила свое завершение. Это время культурного и духовного подъема, расцвета и утверждения новых направлений в культуре – как постепенный переход к реализму. Не случайно период первой половины XIX в называют Золотым веком русской культуры.

Давайте соприкоснемся к этому удивительному и прекрасному, что создано талантом человека.

Активизация деятельности учащихся

Инструктивные карточки, репродукции картин на столе. В тетрадь записывать 1) фамилии художников, 2) название картин, 3) вскрытые проблемы общества. 4) выводы по проблемному заданию.

Основная часть урока

Группы начинают работать по инструктивным карточкам. Готовят выступления, выводы.

По окончании работы группы поочередно представляют свою исследовательскую работу. Учитель дополняет или подтверждает выводы.

Дополнения учителя

1 группа: П.А.Федотов первооткрыватель бытового жанра, ввел в русскую живопись жизнь людей среднего класса – мелких чиновников, обедневшее дворянство, поднимающееся купечество, офицеров провинциальных гарнизонов. В картине “Свежий кавалер” художник выразил свою ненависть к самовлюбленному, напыщенному чиновнику, который не в состоянии осознать свое ничтожество. Упование собой продолжается. Картина носит комедийно-сатирический характер.

Такой же характер носит и еще одна картина “Сватовство майора”, отражающая типичное для того времени явление- взаимовыгодную сделку между разорившимся дворянином и располагающим капиталом дочерью купца.

Обладая способностью к стихосложению, П.А.Федотов нередко сопровождал свои картины стихотворными пояснениями. К этой картине он написал поэму.

Чтения стихотворения.

За эту картину Академия художеств присудила живописцу звание академика.

2 группа: А.Г.Венецианов является основоположником бытового крестьянского жанра в русской живописи. Его картины изображают крестьянскую жизнь. Но изображает художник ее уходя от правды. Не раскрывая тяжести крестьянского труда. Все творчество исполнено верой в красоту и величие русского крестьянина.

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит
Пройдет – словно солнцем осветит
Посмотрит - рублем подарит.

Его картины утверждают человеческое достоинство, высокие душевные качества русского крестьянина. Они исполнены большой, спокойной, может быть, дремлющей внутренней силой.

3 группа: Картина реалистично говорит о переживаниях и поведении людей в трудные, более того, трагические минуты в экстремальной ситуации. Картина утверждает, что в пору катастрофы, кризиса, бедствий люди остаются людьми, проявляя лучшие свои качества – преданность, благородство, самопожертвование. Люди противостоят темным силам. Каждый здесь спасает не себя – другого.

Не таким ли проявлял себя русский народ в годины испытаний. Но есть у картины еще один смысл. Его поняли единицы. А поняв, смолчали. Об этом долго размышлял Герцен, - Почему русского художника вдохновил этот факт?, - спрашивал он себя. И отвечал: “Это события Петербурга”.

Картина задумана в 1828 г., а 3 года назад…. Расстрел на Сенатской площади декабристов.

Звучит музыка. Дикая, неразумная, губящая людей сила, замучила лучших русских, пожелавших завоевать свободу. И в бессмысленной жестокости стихии зрители видели переданный иносказательно образ жестокого деспотизма. Видя картину, А.С.Пушкин посветил ей стихотворение.

4 группа: Творческое наследие А.А.Иванова огромно. Это картины, эскизы, этюды, рисунки. Но для широкого круга зрителей Иванов остается автором картины “Явление Христа народу”. Картина написана на евангельский сюжет, но еще в процессе работы он предупреждал, что пишет картину не религиозную, а историческую.

В картине звучит тема обновления, возрождения человеческой личности. Перед людьми открываются неизведанные горизонты, духовные перевороты в эпоху исторических переломов. Картина олицетворяет веру человека и надежду в хорошее, светлое и счастливое будущее.

Заключение, обобщение, подведение итогов.

Итак, мы с вами познакомились с творчеством великих русских художников. Каковы ваши выводы по проблемному вопросу, поставленному в начале урока.

Ответы учащихся.

Вопрос: Проявляются ли проблемы общества и государства первой половины XIX в. в современной России?

Ответы учащихся.

Сегодня на уроке мы увидели как художники своими средствами отразили эпоху. Через краски и художественные образы они воздействовали на умы и души людей.

Оценки, домашнее задание.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3