Задачи:
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.
Оборудование: презентация «Кроссворд», «Таблица-перфокарта», иллюстрации, гербарий, натуральные объекты (ветки сосны, ели), лупы, музыкальное оформление «Шум леса».
План урока.
Ход урока
Организационный момент – 1 мин
Проверка знаний и умений – 7 мин
А) Повторим, какие споровые растения мы изучали. В кроссворде зашифрованы названия споровых растений и биологические термины.
Б) А теперь повторим строение споровых растений. Задание по таблице – перфокарте. Из каких органов состоят следующие споровые растения?
Признаки для сравнения | Мох сфагнум | Хвощ полевой | Папоротник - орляк |
1. Стебель | + | + | + |
2. Корневище | - | + | + |
3. Лист | + | + | + |
4. Споры образуются на |
|
|
|
1) листьях | - | - | + |
2) побегах | + | + | - |
В) Определим растения по гербарию. (хвощ, папоротник, мох сфагнум)
Физкультминутка – 1 мин.
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И старые сосны и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пурге по колено, буранами гнутся,
Вершинами машут. Сдают? Не сдаются.
Изучение нового материала – 15 мин.
У. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных ранее, состоит в способе размножения.
Вопрос: как выдумаете, посредством чего размножаются эти растения?
Они размножаются не посредством спор, а семенами. Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений. Отдел голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет.
У голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые. Отсюда и название отдела растений.
Найдите в тексте с 74, 75 признаки растений отдела голосеменные. Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения, их более 600 видов.
Вопрос: какие вы знаете хвойные растения, растущие в Сибири? (ель, сосна, кедр, лиственница, пихта).
У. 1) вступительное слово о голосеменных растениях.
2) стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»
3) загадки о сосне и ели.
У. О каких хвойных растениях мы будем говорить?
4) Упражнение от усталости глаз. Сели ровно. Закрыли глаза и представили себе очертания сосны, как она выглядит в лесу и на открытом месте. Открыли глаза и, не поворачивая головы, нашли картинки глазами с изображением хвойных растений.
5) Таблица с изображением сосны на открытом месте и в лесу.
У. Беседа об особенностях строения.
6) Работа по таблице на доске. Беседа по картинкам с изображением сосны и ели.
Представители класса хвойных | Отношение к свету | Высота и продолжительность жизни | Окраска коры | Форма короны | Как расположен корень |
Сосна | Светолюбива | До 50 м До 500 лет | Желто-коричневая | Раскидистая овальная | Глубоко уходит в почву |
Ель | Теневынослива | До 40 м До 400 лет | Темная серо-коричневая | Пирамидальная | Расположен в верхнем слое почвы |
Практическая работа – 10 мин. Изучение строения ели и сосны.
|
| Хвоя сосны | Хвоя ели |
1 | Продолжительность жизни | 2 – 3 года | 5 – 8 лет |
2 | Расположение на побеге | По две хвоинки | По одной хвоинке |
3 | Длина хвои | ~ 7 см | ~ 2 см |
4 | Форма хвои | четырехгранная | плоская |
7) Выполнение рисунка веточек сосны и ели.
Решение задач – 8 мин.
8) Польза хвойного леса (беседа).
Значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека:
Самые обширные территории хвойных лесов – таежные леса Сибири – это главные «легкие планеты».
Подведение итогов - 2 мин.
Задание на дом – 1 мин.
Стр. 74 – 80 (В.В. Пасечник)
Узнайте, какие животные питаются семенами голосеменных растений, найдите шишки и зарисуйте их.
Список литературы: