Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Открытый урок Живопись глазами химика

Добавлено: 2015.02.14
Просмотров: 383

Эверстова Сардаана Владимировна, учитель химии

Продолжительность: 1 урок – 40 минут

Класс: 11

Технологии: презентация с гиперссылкой

Текст работы:

Цели и задачи урока:

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Химия и искусство имеют внутреннюю общность,
    которая коренится в их творческой природе.
    МАРСЕЛЕН БЕРТЛО
    [2]

    (слайд 2)

    Добрый день, дорогие коллеги и ученики! Я очень рада видеть всех вас в этом классе…

    Как разнообразен и прекрасен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Многие из шедевров дошли до нас из глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые были утрачены из-за непрочности материалов. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком.

    О свойствах и составе красок, о техниках и видах живописи и о многом другом вы узнаете из сегодняшнего урока!

  3. Основная часть урока
  4. Живопись – вид изобразительного искусства

    Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Живопись отражает и оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие.

    По назначению, характеру исполнения и образному строю различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), станковую (картины), декорационную (эскизы театральных и кинодекораций, костюмов), иконопись, миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.) (слайд 3).

    По характеру веществ, связующих пигмент, по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различают масляную живопись, живопись водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и по сухой (альсекко), темперу, клеевую живопись, восковую живопись, эмаль, живопись керамическими красками, живопись силикатными красками (слайд 4). Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь (слайд 5).

    Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищенного с поверхности предохранительной пленкой лака (слайд 6).

    Из истории красок

    Самыми первыми красками, скорее всего, были те, которыми пользовались наши далёкие предки, рисуя на стенах пещер людей и животных, изображая символы, отражавшие представления человека об окружающем мире. Это были природные вещества, легко оставляющие цветной след на камне – мел, уголь, охра. С развитием человеческого сообщества люди искали новые краски.

    Углём рисовали ещё в каменном веке. Росписи известных пещер Алатамира в Испании, созданные 20тыс. лет назад, выполнены углём, а также мелом и охрой (слайд 7). Художники более поздних времен использовали уголь для копирования картин или переноса изображения, например, с картона на стену.

    Первые краски стоили очень дорого. Но потом химики стали готовить их разновидности путем химических соединений, более доступных по цене. Они были огнеупорными пригодными не только в живописи, но и для расписывания фарфора [3].

    Сколько существуют цветов? (слайд 8)

    Даже сегодня, когда современные технологии позволяют получить самые разнообразные краски их всего несколько десятков. Цветов же – гораздо больше! Так, учёные подсчитали, что Франц Халс, великий голландский художник 17 в. использовал более 40 оттенков, или тонов, только чёрного. Чёрный один из самых “трудных” для живописца цветов, и создать столько оттенков совсем не просто. А бывает такие оттенки, что им и название трудно дать. Например: оттенки коричневого – бежевый, рыжий, шоколадный, кофейный, кирпичный, медный, ореховый, бурый, каштановый, песочный… (слайд 8). Из смеси красного и жёлтого – оранжевый, жёлтого и синего – зелёный, красного и синего – фиолетовый (слайд 9). И у каждого много оттенков, всё зависит от того, в каких пропорциях смешать краски. Синий, жёлтый и красный называются основными цветами. Они составляют основу других цветов, а получить эти цвета, смешивая другие краски, нельзя. Благодаря трём цветам у нас уже есть радуга: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (слайд 10). Если смешаем все три краски то, получится чёрный цвет, правда не очень густой [2].

  5. Разминка
  6. Задание индуктор: На ваших столах находятся листы бумаги разной формы и цвета. Выберите то, что вам по душе.

    Афиширование: По выбранному цвету можно определить ваше психологическое состояние на данный момент, который мы узнаем к концу урока.

  7. Практическая часть урока
  8. Лабораторная работа №1. “Хроматографический анализ красителей”

    (слайд 11)

    Сегодня мы проведем разделение пигментов фломастеров. Так фломастер является самым широко используемым учащимися. Пигменты будем определять хроматографией. А что такое хроматографический метод анализа?

    Правильно, это метод, который разделяет смеси исследуемых веществ.

    Анализ будете проводить в группах. Всего 3 группы. Для проведения анализа у вас на столах имеются:

    Реактивы и оборудования: фильтровальная бумага, нарезанная в виде полосок 4*12см, набор цветных фломастеров, хроматографическая камера (стеклянная банка), на дно которой налита спиртово-кислотная смесь (этиловый спирт, уксусная кислота, вода в соотношении 8:1:1), скотч и ножницы.

    Ход работы:

    Полоски фильтровальной бумаги с одного конца на расстоянии 1-1,5см от края наносим в ряд пятна красителей, касаясь фломастером бумаги (диаметр пятна – менее 1 мм). Хроматограмму прикрепляем на крышку банки с помощью скотча. При этом нижний ее конец, на котором нанесены образцы красителей, погружаем в спиртово-кислотную смесь. Последняя поднимаясь по бумаге (восходящая хроматография), увлекает за собой нанесенные фломастерами пигменты, согласно их коэффициентам распределения в данной системе. Вам необходимо установить из каких пигментов состоит цвет выбранного вами фломастера и определить подвижность пигментов (слайд 12).

    Результаты заносим в таблицу (слайд 13):

    Цвет фломастера

    Пигменты

    Подвижность

    Смещение от старта, см

    В итоге работы должны сформулировать выводы.

    Хроматограмма должна простоять где-то минут 15. И в это время мы с вами проведем второй лабораторный опыт и прослушаем дополнительный материал из истории красок символике различных цветов [1].

    Лабораторная работа №2. Создание химических картин

    (слайд 14)

    Каждой группе дается отдельное задание: создать свой химический шедевр, основываясь на характерных свойствах веществ.

    1 группа - будет создавать с помощью серной кислоты;

    2 группа – фенолфталеина и щелочи;

    3 группа – желтой кровяной соли и хлорида железа.

    Реактивы и оборудования:

    1 группа – разбавленная серная кислота, спиртовка, лист бумаги, ватная палочка.

    2 группа – фенолфталеин, раствор щелочи – гидроксида натрия, ватные палочки, лист бумаги.

    3 группа – раствор желтой кровяной соли, хлорида железа (III), ватные палочки, лист бумаги.

    Ход работы:

    1 группа - с помощью ватной палочки нарисовать на листе бумаги свое творение. Рисунок выводится с помощью спиртовки. Почему?

    2 группа – с помощью ватной палочки с щелочью – гидроксидом натрия нарисовать рисунок, рисунок выводится с помощью фенолфталеина. На чем основано эта реакция?

    3 группа – с помощью желтой кровяной соли нарисовать рисунок, рисунок выводится с помощью хлорида железа (III). На каких свойствах веществ основана эта реакция? [1].

    Из истории красок

    (дополнительный материал) (слайд 15)

    Сурик, киноварь, зелень и синь, ультрамарин, индиго, пурпур и шафран, кермес, крапы и ализарин (слайды 16-21 по гиперссылке) [2].

    Что символизируют цвета?

    А сейчас мы узнаем, что означают цвета, которые мы выбрали в начале урока.

    Красный – символ огня, жизни, счастья, радости и воскрешения. Она придаёт бодрость, стимулирует умственную и физическую активность. Красный – самый сильный и заметный цвет.

    Жёлтый – символ могущества, богатства, источник силы, здоровья, изобилия, бодрости и радости. Нежные оттенки жёлтого ассоциируются с дневным светом, подавляет негативные эмоции.

    Белый – символ невинности, чистоты, вдохновения и духовности, покоя, а также дневной свет.

    Чёрный – для оформления помещения используется в небольших количествах, в основном как подчеркивающий основные цвета.

    Синий – символ мира и покоя. Это цвет творчества, творческого начала, помогает преодолевать трудности, находить решения сложных задач.

    Зелёный – символ жизни, возрождения а также нежности, даёт ощущение гармонии, равновесия.

    Фиолетовый – всегда олицетворяет мудрость, духовное богатство, интуицию. Это цвет философов и мудрецов (слайд 22).

  9. Итог урока (слайд 23):

Выступление представителей из групп с итогами проведенного хроматографического анализа, показ картин.

Подведение итогов работы – рефлексия:

1. Что вы узнали нового из занятия?

2. Пригодятся ли полученные знания в вашей повседневной жизни?

3. Понравилось ли вам мероприятие?

Вот так быстро и незаметно пролетело время нашего занятия. Но страна “Химия” бесконечна. Исследуйте её, и вы найдете в ней массу интересного и познавательного.

Спасибо за активное участие!

Список использованных источников

  1. Журнал “Химия в школе”.
  2. Химия для гуманитариев / Сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
  3. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3/ авт.- сот. В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.