Загрузить презентацию (5,86 МБ)
Загрузить презентацию (5,19 МБ)
Цель занятия: изучения Конституции РФ - Основного Закона нашей страны
Задачи
Термины и понятия: Конституция, преамбула, демократия, федерация, права и обязанности человека.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Номер слайда | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент Сообщение темы урока | Дорогие ребята, 12 декабря 2013 года в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства – 20-летие принятия Конституции РФ, Основного Закона нашей страны. | 1 | Слушают учителя |
2 | Вводная беседа | Наш урок я хочу начать словами великого русского писателя И.С. Тургенева: “Россия без каждого из нас обойтись может, - Чем является для каждого из нас Россия? - Что такое Родина? - Как вы понимаете эти слова?” | 2 | Отвечают на вопросы - Россия – это наша Родина. - Родина это место, где человек родился. |
Так, в начале XX века многие русские люди враждебно встретили революцию 1917 года. Они не приняли изменения, происходящие в обществе, и стали покидать страну. Но все их мысли за границей были о России. Возьмем, например, творчество великих писателей И.А. Бунина, И.С. Шмелева. Все, написанное ими в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы, русских традиций. Какой город является столицей нашей Родины? Назовите другие крупные города России. Какое второе название имеет наша Родина? | Без Родины человеку жить трудно, тяжело.
Российская Федерация | |||
3 | Работа с пословицами о Родине | Ребята, а вы любите свою Родину? Люди, любящие свою Родину от всего сердца, посвящают ей стихи, рисуют картины, сочиняют песни, где прославляют ее красоту и величие. А в недрах простого русского народа слагаются пословицы и поговорки. И в этих нехитрых словах звучит любовь к своей стране, которая передается от поколения к поколению. Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о Родине. Учитель показывает начало пословицы, обучающиеся продолжают ее. Учитель убирает пословицы со слайда и просит повторить пословицы по памяти. Какие пословицы о Родине вы еще знаете? | 3 | Одна у человека мать – одна у него и Родина. Родина - мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. |
4. | Работа с понятием “Государственные символы” | Каждая страны в мире имеет свои отличительные знаки, которые выделяют эту страну от другой. Они называются государственными символами Какие государственные символы России вы знаете? Какой из этих символов считается самым древним в истории русского государства? Что изображено в центре герба? | 4 | Дают ответ Флаг, герб и гимн |
Комментарий учителя Впервые изображение двуглавого орла обнаружил историк Н.М. Карамзин на печати Ивана III. Иван III, как вы помните, женился на византийской принцессе Софье Палеолог. Когда она ехала в Россию, во главе ее свадебного кортежа (поезда) несли флаг с изображением двуглавого орла. Так этот знак греческих (византийских) императоров “прилетел” в Россию и со временем стал нашим государственным символом. Посмотрите внимательно на герб РФ. Опишите его. - Гимн – торжественная песнь. Слова гимна прославляют страну. При каких обстоятельствах мы можем услышать гимн? Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна? - Что означают цвета государственного флага Росии | Герб
На красном геральдическом щите изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, а над ними – одной большой короной. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем дракона. | |||
5 | Объяснение новой темы Словарная работа | Государственные символы России закреплены в Конституции нашей страны. Большинство слов русского языка – слова исконно русские (родина, мать, отец, отчизна, отечество).Но словарь русского языка пополняется и за счет заимствований из других языков. Слово “Конституция” - слово заимствованное, оно пришло в русский язык из латинского языка. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы. - Что означает “имеющий высшую юридическую силу”? | 5 |
Читают определение со слайда |
Комментарий учителя - Это значит, что ей не могут противоречить ни указы Президента, ни постановления министерств, комитетов и других органов управления. Если они будут противоречить Конституции, то считаются не действительными и их можно не исполнять. | 5 | Читают появившееся определение со слайда. Слушают пояснения учителя | ||
6 | Продолжение объяснения новой темы. Формирование временных представлений | В этом году Конституции РФ исполняется 20 лет. Кто может сказать, в каком году была принята Конституция нашей страны? Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Что означает словосочетание “всенародное голосование” | 6 | Думают, отвечают на вопрос. Читают слайд Отвечают: Народ голосовал, высказывал свое мнение “за” или “против” новой Конституции |
7 | Продолжение объяснения новой темы | Структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом. Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. Предлагаю Вам, ребята, познакомиться с некоторыми важными для нас страницами Главного Закона нашей страны – Конституцией РФ. | 7 | |
8 | Словарная работа Выборочное знакомство с текстом Конституции РФ | Преамбула - вводная, разъясняющая часть закона. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Чтение преамбулы учителем. | 8 | Слушают учителя |
9 | Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ | В первой статье Конституции написано... Комментарий учителя. - В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Комментарий учителя: Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. | 9 | Чтение текста слайда
Чтение текста слайда |
10 | Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. Словарная работа | Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация. А что означает словосочетание “Российская Федерация”? | 9 | |
Комментарий учителя Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. .Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. Смена слайда А в каком субъекте федерации мы с вами живем. |
10 11 |
Читают появляющийся текст, рассматривают карту Рассматривают карту, дают ответ | ||
11 | Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. Словарная работа | Кто является главой нашего государства? Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. При вступлении в должность Президент кладет руку на Конституцию РФ и приносит народу следующую присягу: | 12 | Дают ответ - Президент
Слушают учителя, читают текст слайда |
Согласно 11 статье Конституции РФ государственную власть осуществляют не только Президент РФ, но Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Это так называемые три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Здесь уместен комментарий учителя по поводу того, почему у орла на российском гербе три короны. Они символизируют три ветви власти. |
12 |
Читают вместе с учителем присягу президента со слайда | ||
12 | Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. | Мы продолжаем с вами читать Конституцию. И следующая наша страница посвящена Правам и обязанностям граждан. Как вы думаете, что такое права человека? И что такое обязанности человека? Теперь я предлагаю рассмотреть картинки и по ним отгадать, какими правами по Конституции РФ обладает человек. | 14 | |
Итак, по Конституции РФ жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин нарушил права других людей, совершил проступок или преступление и его вина доказана в суде, то государство ограничивает его свободу и сажает в тюрьму. Каждый гражданин России может выражать свои мысли, но при этом он не имеет права оскорблять других людей, несправедливо оговаривать кого-нибудь. Забота о детях, их воспитание – это и право, и обязанность родителей. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Рядом с понятием “право” всегда стоит понятие “обязанность”. Вы должны запомнить, что нет прав без обязанностей. Следующий слайд Какие обязанности имеет человек по отношению государства. |
15
16 |
Рассуждают, дают ответы, зачитывают текст слайда.
Рассматривают слайды называют права человека и обязанности человека. | ||
13 | Подведение итогов. | Таким образом, порядок в любом государстве держится на законе. Главным законом нашей страны является Конституция России. Россияне обязаны знать и соблюдать законы своей страны. В этом проявляется их активная гражданская позиция, а значит, и любовь к своему государству, любовь к своей Родине и неравнодушие к ее судьбе и судьбе ее народа. | 17 | Слушают учителя |
14 | Проведение интерактивной игры на знание содержания Конституции РФ | Новая презентация | Выборочно принимают участие в игре |