Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Здоровьесберегающий подход в работе по физическому воспитанию с различным контингентом детей

Добавлено: 2015.01.20
Просмотров: 359

Хасанова Татьяна Юрьевна, учитель физической культуры

Физическое воспитание – одно из наиболее эффективных средств профилактики здоровья, оно способствует полноценному физическому развитию, закаливанию и повышению устойчивости организма человека к влиянию различных отрицательных факторов, предупреждает рецидивы заболеваний, положительно воздействует на нервную систему, способствует снижению заболеваемости и повышению работоспособности.

Вопросы взаимосвязи и взаимодействия физического воспитания и здоровья школьников неоднократно являлись и являются предметом исследований медицинских работников и специалистов в области физической культуры. Количество детей со слабым физическим развитием и физической подготовленностью с каждым годом возрастает. В то же время, нет нужды доказывать, что физическая культура, ставшая частью общей культуры и воспитания, способствует росту, развитию и укреплению здоровья подрастающего поколения. Расширение двигательной активности положительно сказывается на физическом развитие, повышает работоспособность и сопротивляемость организма различным заболеваниям. А вот нарушения в режиме дня, чрезмерная учебная нагрузка и связанная с этим малая двигательная активность в наибольшей мере отрицательно отражается на учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Дети по состоянию здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную, специальную. К основной медицинской группе относятся школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья. В подготовительную медицинскую группу входят учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья или слабое физическое развитие, а в специальную – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья.

Одним из основных принципов работы в нашем лицее по физическому воспитанию, является принцип оздоровительной направленности. Данный принцип требует умелого использования закономерностей биологического развития организма, чередования нагрузки и отдыха, единство врачебного и педагогического контроля за занимающимися.

Учащиеся, отнесённые к основной группе, занимаются по “Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов” (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2006), занятия проводятся преимущественно на свежем воздухе. Школьники из подготовительной медицинской группы занимаются физической культурой по этой же программе, но с различными ограничениями, в зависимости от заболевания.

Подготовительная группа занимается вместе с основной группой. Дети, отнесённые к подготовительной группе, освобождаются от сдачи нормативов и кроссов. Учащиеся специальной медицинской группы занимаются отдельно, по этой же программе, с использованием комплексов упражнений, соответствующих их заболеванию. Программа обучения та же, исключаются только упражнения, которые противопоказаны конкретному ребёнку. Например, при миопии нельзя прыгать, выполнять упражнения с напряжением, стойки на голове и т.д.

Двигательное действие каждым ребёнком выполняются по - разному, наблюдаемые различия объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражают по своей сути уровень развития тех или иных физических способностей. Поэтому в работе использую персональные задания, то есть, один и то же программный материал дети разных групп осваивают разными методами, с различным распределением нагрузки, отдыха и т.д. При разработке таких индивидуальных заданий я опираюсь на особенности характера ученика, его темперамент, свойства нервной системы и способность переносить нагрузки, а также на результаты школьного тестирования уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

Неотъемлемой частью работы является формирование физической культуры и развитие физических качеств посредством внеурочной физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работы. Данная работа по этому направлению включает в себя спортивные секции, группы общей физической подготовки, консультативные занятия.

На переменах учащиеся имеют возможность играть в настольный теннис.

В рамках внеклассной работы проходят городские и внутришкольные соревнования, а также товарищеские встречи с командами школ города, где учащиеся нашего лицея ежегодно занимают призовые места; тематические недели, различные викторины. Цель этих занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.

Наряду с этим ведется большая работа по интеграции образовательного процесса по физической культуре с учреждениями дополнительного образования по физической культуре и спорту. Систематически проводятся встречи с тренерами-преподавателями ДЮСШ города. Это ДЮСШ № 1, ДЮСШ № 3, ДЮСШ № 4, ДЮСШ № 6, подростковый клуб “Искра”. Особое внимание уделяется одаренным детям, в том или ином виде спорта. В сентябре дети записываются в секции, учителя ведут контроль за посещением, особенно на первоначальном этапе. Тренеры, в свою очередь, контролируют учёбу, проводят разъяснительную работу с родителями на классных собраниях. Спортивные школы организовывают соревнования по видам спорта, показательные выступления, товарищеские встречи. Результатом данной работы можно считать личные достижения наших учащихся.

Учащиеся подготовительной и специальной групп, в большинстве случаев обладают низкой работоспособностью, быстро устают, слишком подвержены простудным заболеваниям и для них просто необходимо расширение двигательной активности, которая в силах дать положительный эффект, если занятия физическими упражнениями будут дозироваться по времени и интенсивности в зависимости от индивидуальных особенностей организма школьников. С этой целью в лицее созданы три специальные медицинские группы, сформированные по заболеваниям и возрасту учащихся. Наиболее распространёнными заболеваниями являются миопия, сколиоз, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в сердечно – сосудистой системе.

Для улучшения состояния здоровья и физического развития данного контингента школьников кроме уроков физической культуры используем различные мероприятия двигательного характера, которые включают в себя ежедневную гигиеническую гимнастику, прогулки на свежем воздухе, посильные внеклассные физкультурные занятия и самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем объёме 1,5 -2 часа в день. Вся информация доводится до родителей, а также даны рекомендации в то, что детям необходим массаж 2 раза в год, полноценное питание и здоровый сон. Всё названное может быть перспективным резервом для повышения уровня двигательной активности школьников, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам.

Учителя физкультуры, родители порой вкладывают разный смысл в щадящий подход, который необходим детям данных медицинских групп. Родители стараются отстранить своих детей от занятий физкультурой, и ошибаются. А ведь именно семья должна помочь ребёнку сформировать привычку к сохранению здоровья. Мы окажем медвежью услугу нашим детям, если не сделаем всё, для того, чтобы воспитать их сильными и здоровыми. Нам необходимо научить ребёнка осознать состояние своего здоровья, беречь его и целенаправленно укреплять.

Родители совместно с учителями физической культуры и с тренерами – преподавателями спортивных школ должны стать равноправными участниками физического воспитания детей – развития выносливости и других физических качеств, расширения двигательных навыков, подготовки к труду и службе в армии, обеспечения физического совершенства, предупреждения умственного переутомления.

Физическая культура должна стать образом жизни детей, независимо от того, к какой медицинской группе здоровья они отнесены, а здоровье, здоровый образ жизни - непосредственным содержанием личности подрастающего поколения.

Человек должен быть здоров, чтобы реализовать свои возможности с максимальной пользой для себя и общества.