Курс «Природоведение», раздел 1. «Вселенная», 5-й урок (из расчета 34 часа, 1 час в неделю), по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение».
Образовательные цели:
Воспитательная цель:
Уровни усвоения:
Представления | Отношение | Стратегия поведения |
Расширить представления о продолжительности жизни человека | Формировать позитивное отношение к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни | Выработать стремление к использованию приемлемых способов укрепления и сохранения здоровья |
Развивающие цели:
Методическое обеспечение: макеты планет Солнечной системы для каждого учащегося, таблица «Кто сколько живет», дополнительный материал «Долгожители нашей планеты», игра «Космическая охота», «Космический круиз»
Содержание урока | Методы изучения | ||||||
Вводная часть | |||||||
Актуализация знаний учащихся о строении Солнечной системы; значении двигательной активности в жизни человека | Игра «Космическая охота». На столе у каждого учащегося находится «Охотничий лист» с указанием тех планет, которые ему нужно найти. «Охотничьи листы» готовятся для стационарных пар учащихся, сидящих за одним столом по двум категориям: «Планеты – соседи Солнца» и «Планеты – гиганты и маленький Плутон». По классу в различных местах спрятаны макеты планет. Задание учащимся: в течение 2 минут найти с помощью своего «Охотничьего листа» все свои планеты, а затем со своим напарником составить макет Солнечной системы в соответствующем порядке расположения всех девяти планет. После игры проводится обсуждение вопросов: Почему сегодняшний урок мы начали с активного движения? Зачем людям необходима двигательная активность? Нужно ли человеку активное движение постоянно? | ||||||
Основная часть | |||||||
Расширение знаний учащихся о планетах – гигантах, их особенностях; представлений о продолжительности жизни | После проведения «Космической охоты» учитель предлагает учащимся отправиться в космический круиз по планетам – гигантам. | ||||||
Примечание | Для повышения занимательности и эффективности данного этапа урока, а также рационального использования времени разделить учащихся на группы можно заранее, с сопутствующим заданием (подготовить свое планетное одеяние и придумать характерные особенности внешнего вида жителей своей планеты) Задания для групп 1 – 5:
Задания для 6 группы (Земляне): 1. Используя материал учебника (стр. 25) найдите сравнение продолжительности года на планетах-гигантах с продолжительностью земного года. Таблица «Кто сколько живет» | ||||||
Продолжительность года | Планета | Люди Земли, имеющие подобную продолжительность жизни | |||||
12 лет | Юпитер | Учащиеся 5-6 класса | |||||
30 лет | Сатурн | Сергей Есенин (30 лет) Михаил Юрьевич Лермонтов (27) | |||||
84 года | Уран | Жюль Верн (83) Исаак Ньютон (84) | |||||
165 лет | Нептун | Долгожители, живущие более 100 лет | |||||
Дополнительный материал «Долгожители нашей планеты» Понятие «продолжительность жизни» подразумевает количество лет, которое прожил человек. Для отслеживания продолжительности жизни человечества (населения в странах) применяется показатель средней продолжительности жизни. Так, средняя продолжительность жизни в нашей стране у мужчин составляет 54 года, у женщин – 60 лет; в мире у мужчин – 60 лет, у женщин – 73 года. А верхняя граница продолжительности жизни вот уже в течение многих лет, несмотря на все достижения современной медицины, составляет 110 – 120 лет. | |||||||
Не всем долгожителям удается до конца жизни сохранить свое здоровье и заниматься какой-либо деятельностью. Но есть знаменитые люди, которые до глубокой старости занимались умственным и интеллектуальным трудом и сохраняли свой ум и хорошую память. Например, писатель Бернард Шоу жил и работал до 97 лет, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой – до 80 лет, древнегреческий ученый Демокрит – более чем 100 лет. Ученые уже давно занимаются изучением долгожителей по всему миру, но им так и не удалось обнаружить хоть какие-то общие закономерности долгожительства. Никаких общих особенностей ни в местности, где проживают долгожители, ни в их образе жизни, ни в генетике. Единственное, что объединяет этих людей, – это жизнь в гармонии с природой (они встают с рассветом и ложатся с заходом Солнца; подолгу не моются, либо моются без мыла; 70% долгожителей не употребляли алкоголя, а 80% не курили). На подготовительную работу групп отводится 10 минут Проведение космического круиза «Парад планет». Под руководством учителя – гида «космические туристы» (ребята из класса, на данный момент времени не участвующие в презентации своей планеты) совершают космический круиз по имеющемуся путеводителю ( в соответствии с нумерацией групп) | |||||||
Примечание | Для удобства проведения круиза столы в классе перед уроком группируются на 6 блоков, расположенных по кругу. При проведении игры учитель находится в центре круга и предоставляет слово группам для презентации своей планеты. | ||||||
Формирование позитивного отношения к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни | Учитель – гид дополняет, при необходимости, и комментирует сообщение землян о продолжительности жизни на Земле и ее долгожителях. После этого он предлагает «инопланетным существам» помочь землянам открыть некоторые секреты долгожительства. Для этого проводится «Аукцион идей» по вопросу «Как продлить свою жизнь и сохранить при этом свое здоровье?» Все идеи, предложенные учащимися, записываются в заранее заготовленную таблицу «Долголетие и здоровье», оформленную на листе ватмана. В ходе «Аукциона …» кратко обсуждаются некоторые предложенные способы и их приемлемость для каждого человека, исходя из собственной «Я – позиции». (Возможные способы продления жизни, которые могут предложить учащиеся, отражены в таблице ниже) | ||||||
Таблица «Долголетие и здоровье» | |||||||
Способы укрепления здоровья для продления жизни | Использую всегда | Использую иногда | Не использую | Не считаю это важным для меня | |||
| |||||||
Заключительная часть | |||||||
Выработка стремления использовать приемлемые способы укрепления и сохранения здоровья | На основе результатов полученной таблицы проводится блиц-опрос учащихся о возможности применения тех или иных способов продления жизни в своей повседневной жизни. В таблицу заносится количество ответов по каждому способу в зависимости от степени его использования. Затем проводится рефлексивный анализ полученных результатов | ||||||
Итог урока | |||||||
Закрепление личной стратегии поведения | Учитель – гид предлагает «инопланетным существам» (каждой группе) рекомендовать Землянам наиболее важный на их взгляд способ укрепления и сохранения здоровья, аргументировав свой выбор личной позицией по данному вопросу. | ||||||
Домашнее задание | |||||||
По предметному содержанию По содержанию программы «Здоровье» | Повторить материал учебника на стр. 22 – 25. Рубрика «Подумайте» (стр. 26) Обсудить с родителями и другими членами своей семьи степень и качество использования отдельных способов сохранения и укрепления здоровья, а также для увеличения продолжительности жизни. |