Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Народоведение в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры

Добавлено: 2014.12.21
Просмотров: 324

Колодеева Ольга Станиславовна, учитель Физкультуры

Младший школьный возраст особенно благоприятен для физического развития, и эффект обучения возрастает при умелом использовании педагогом знаний культурных традиций своего народа. Педагогические воздействия в данном направлении должны быть систематическими, последовательными, чтобы надежнее заложить тот фундамент, на котором строится личность человека и гражданина. Упущенные в этот период возможности формирования культурной двигательной базы ребенка весьма сложно наверстать в дальнейшем.

Главная задача культурного двигательного совершенствования младших школьников — ввести их в достаточно широкий круг знаний и умений и на этой основе стремиться к достижению их разностороннего развития. Чтобы успешно решить такую задачу, младших школьников в первую очередь знакомят и обучают многим русским народным играм и развлечениям, в большинстве своем включающим новые и необычные упражнения. Самой представительной из них является группа русских народных игр общеподготовительного характера.

Говоря об относительной самостоятельности русских народных игр и развлечений, следует учесть, что одну и ту же игру можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Иначе говоря, по своему воздействию применяемые на занятиях с младшими школьниками русские народные игры носят в значительной мере генерализованный характер. Умелое использование национальных игр на уроке, их сочетание с другими элементами и средствами обучения — отличительная черта хорошо организованного учебного процесса и предпосылка гармонического психомоторного развития ребенка.

Эффективность применения элементов народной культуры зависит от методического и организационного обеспечения занятий. Младшие школьники приступают к играм с большим подъемом и желанием, но повышенная эмоциональность может быть причиной нарушения хода урока. Поэтому первое обязательное условие построения занятия — четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд и указаний учителя. Так как запас двигательных умений и навыков, особенно у учеников 1-2 классов, весьма ограничен, второе условие — обеспечение преемственности при разучивании новых русских народных игр и развлечений. Наконец, третье условие — строгое соблюдение общих дидактических принципов.

Русские народные игры включены в программу начальной школы в разделе «Подвижные игры». Однако там их используют лишь как прикладной материал, не раскрывая того огромного культурного воспитательного потенциала, который содержится в народных играх и развлечениях. А ведь с их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, в том числе образовательные. Разучивая игры с помощью учителя, а затем, играя в них самостоятельно, учащиеся осваивают разнообразный мир движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

Количество народных игр и их модификаций фактически безгранично. Применять такие игры можно выборочно, включая до четырех из них в каждый урок физической культуры в начальной школе. При выборе народной игры для конкретного урока следует идти от более простых, освоенных игр к более сложным. Применяя их на каждом занятии в различных частях урока, уже через несколько месяцев обучения можно значительно улучшить у учащихся начальной школы реальные восприятия и представления о скорости, ритме, амплитуде движений и степени мышечных усилий. Этому способствует применение различных движений из народных танцев с музыкальным сопровождением. Следует включать в уроки новые русские народные игры на всем протяжении обучения, так как повторение одних и тех же давно известных игр становится неинтересным для учеников, не дает нужного эффекта. Дети 7-8 лет (учащиеся 1-2 классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) еще недостаточно совершенно, поэтому народные игры, где применяются естественные движения, должны занимать у них важное место в "учебном процессе.

Ученые утверждают, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно происходит на уровне непроизвольного запоминания (в игре), чем произвольного.

Русские народные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми интервалами отдыха, во время которых учитель объясняет смысл, назначение, происхождение той или мной игры.

Учащиеся младшего школьного возраста любят игры с прыжками. Наиболее подходящими для них являются русские народные игры перебежки, например: «Волк во рву», «Два мороза», лапта, где после короткой перебежки дети имеют возможность отдохнуть. Сюда же можно отнести игры с поочередным участием играющих в передвижении, например: «Заяц без логова», «Пустое место».

В этом возрастном периоде с помощью русских народных игр у детей закладываются основы межличностных отношений.

оспитываются простейшие представления о нормах, правилах общения и поведения в социуме (в классе, школе). Значит, в урок можно вводить народные игры с разделением функций учащихся, когда происходит объединение участников в группы и дальнейшее их участие при измененных функциях.

Такой возраст наиболее благоприятен для развития ловкости, в это время обогащается тактика поведения детей в играх. Здесь обосновано применение народных игр с разделением на команды, когда каждый участник борется за интересы своей команды (лапта, «Охотники и утки»)
Подводя краткий итог характеристике русских народных игр, применяемых у младших школьников, можно отметить их выраженную сюжетность, причем по мере взросления детей требуется более строгая регламентация игровых правил. С момента первичного использования в уроке народных игр и на всем протяжении обучения подчеркивается их историческая привязанность к русскому языку, культуре, быту, а также воспроизводятся знания по народным играм в форме вопросов-ответов.

Педагогическая структура вариативной части программы с использованием русских народных игр, как и любой другой программы по физической культуре, содержит смысловую ориентацию занятий, реализуемую с помощью соответствующих средств.

Смысловая ориентация. Развитие интереса к русским народным играм. В том числе во внеклассных мероприятиях. Обогащение эмоциональными впечатлениями, развитие двигательных возможностей и коммуникативного опыта. Обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимым для удовлетворения развивающихся потребностей и стремлений. Побуждение учащихся к взаимному общению с другими учащимися, развитие умения действовать сообща, на основе взаимопонимания в русских народных играх.

Педагогические задачи: привитие интереса к русским народным играм; осознанное обучение правилам таких игр; сопоставление игр с другими компонентами русской народной культуры; освоение детьми двигательных умений т навыков при использовании русских народных игр, наиболее подходящих для данного возрастного периода; самостоятельная организация и проведение школьниками русских народных игр.

Применение теоретического материала по русской народной культуре, связанное с обучением двигательным навыкам или развитием физических качеств, возможно за счет правильной, методически грамотной организации занятий. Поэтому компактное использование русских народных игр и развлечений целесообразно в конце учебных четвертей. При таком распределении учебного материала возможны как обучение теории, так и практическая реализация приобретенных знаний.

Разрабатывая план урока, следует помнить, что деление времени урока на отдельные периоды, в течение которых осуществляется использование русских народных игр, является условным. На протяжении всего урока решаются различные задачи, связанные и с обучением двигательным навыкам, и с развитием физических качеств, и с воспитанием, учитывающим личностные особенности учащихся.

При разработке содержания урока желательно придерживаться принципа оздоровительной направленности.

Планируя содержание вводной и заключительной частей урока, следует помнить, что они имеют вспомогательное значение и должны быть тесно связаны с материалом основной части урока. Таким образом, если в основной части урока применяем русские народные игры, связанные с ловлей, передачей мяча либо с бегом, то во вводной его части также предусматриваем игры с включением этих элементов. Заключительная часть урока может быть основана на играх с проговариванием речевок или занята другими играми на восстановление дыхания, пульса и других систем организма ребенка.

При планировании урока с использованием русских народных игр важно продумать его организацию. Комплектуя группы, применять либо различные русские считалки, либо игру «Золотые ворота», чтобы дети с самого начала урока проникались атмосферой русской народной культуры. Очень важно правильно планировать и степень трудности русских народных игр, в ходе которых школьники должны показать себя (один ученик может набрать для команды много очков за игру, другой — поменьше, но при этом показать высокий для себя результат). Поэтому нагрузку учитель планирует исходя из индивидуальных возможностей учащихся.

Конечно, и поныне сохраняет свою художественную прелесть, эстетическое значение ценнейший элемент русской культуры – народный игровой фольклор. Это в первую очередь зачины, которые являются как бы прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, безоговорочно и точно выполнять правила. Применяются также забавные считалки, жеребьевки, певалки и диалоги, и они быстро и прочно запоминаются, их с удовольствием проговаривают школьники в своих повседневных играх. Дети должны понять, что фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Таким образом, у первоклассников формируется понятие о культурных традициях как о связи между поколениями.

При ознакомлении второклассников с классификацией народных игр надо им указать на то, что в некоторых играх участники в первую очередь отстаивают свой интерес, но иногда по личному желанию, помогают товарищам, выручая их («Конь вороной», «Колдуны» и другие). Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с партнерами для достижения цели («Невод», «Рыбаки»).
В 3-м классе рассматривают влияние русских народных игр на укрепление здоровья, улучшение осанки, на общий уровень культуры школьника. Определяют взаимосвязь народных игр и быта русского народа. Воспитание взаимопомощи и взаимовыручки через использование народных игр — одна из основных воспитательных задач в III классе. Много внимания также уделяют самостоятельному применению русских народных игр, их организации и проведению.

Укрепление здоровья школьников достигается путем использования народных игр, забав и развлечений в различных погодных условиях на открытых площадках, а также применения игр и упражнений на развитие силы (перетягивание каната, борьба на поясах, «Цепи кованы»), выносливости (лапта, «Салки с мячом»), ловкости («Чехарда», «Козел»), быстроты («Горелки», «Третий лишний») и на осанку («Цветок», «Кошечка»).

На одно из первых по важности мест в 4-м классе выходит подготовка школьников к занятиям спортом. На этом этапе обучения русские народные игры выступают как подготовительные к баскетболу, волейболу и другим спортивным играм, а также бегу, прыжкам, метаниям (лапта, «Чехарда», «Козел», «Кашевары», городки и другие).

В качестве самостоятельных занятий дети должны учиться организовывать судейство игр, разбирать спорные моменты, планировать тактику игры, выполнять ее технические элементы, изготавливать требуемый инвентарь к проводимым играм.

Таким образом, выпускник начальной школы должен освоить соответствующие требования, предъявляемые к уровню подготовленности занимающихся в образовательной области «Физическая культура», с помощью использования элементов русской народной культуры в учебном процессе.

Сценарий праздника

Задача праздника: в процессе знакомства детей с русским народным творчеством (сказки, песни, прибаутки, поговорки) развить у них как физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота), так и нравственные качества (интерес к русской истории, национальному фольклору, чувство товарищества, взаимопомощь, честность).

Оформление зала: зал украшен шарами, флагами, пословицами.

Действующие лица: скоморох, ведущий, две команды – «Витязи», «Богатыри».

Звучит веселая музыка

Скоморох:
«Гости желанные, ученики и педагоги, а также наши герои былинные! Праздник русский начинается, сюда все приглашаются!»

Ведущий:
«Сюда спешите все! Ждет вас множество затей.
Читаю указ, написанный для вас!
В игры разные играть, честно силу показать!
И еще один приказ, Смотри не вертись, уму разуму учись!
Русский народ всегда любил повеселиться. Некоторые игры дошли и до нашего времени (горелки, городки, лапта). Богатыри да витязи русские прославляли своей удалью и силою Русь матушку».

Звучит песня «Ильи Муромца», встают команды, приветствие, представление жюри.

Скоморох:
«Кто я? (дети отвечают синонимы слову скоморох) А теперь, ребятушки, нарисуйте меня красивого, пригожего и румяного!»

1конкурс.
Музыкальное сопровождение. («Бременские музыканты»)
Игроки каждой команды, подбегая к стене, рисуют скомороха: первый – руки, второй – ноги, третий туловище, четвертый – рот, нос, глаза, пятый – одежду, шестой-шапку и т. д.

Скоморох: (муз. сопров. «Сивка- Бурка»)
«Братцы, братцы помогите! Сивку-Бурку изловите. Стал он рожь и лен топтать!»

Ведущий:
«Аркан бросать – не калачи жевать, чтобы Сивку изловить надо ловкость проявить!».

2 конкурс. «Аркан»
Музыкальное сопровождение. («Бременские музыканты»)
Стоят стойки, необходимо набросить на них пластмассовый обруч. Каждый игрок команды выполняет три броска по очереди.

Скоморох:
«А теперь новое задание: «Стенка на стенку». Эх, русская забава, здесь за мужество – успех, а за удаль слава! Вот пришла пора, ребятушки, свою удаль молодецкую показать.

3 конкурс. «Бой « Петухов». Звучит песня «Ильи Муромца».
Игроки противоположных команд, ухватив свою ногу, по сигналу пытаются вытолкнуть своего соперника из круга плечом.

Ведущий:
«А теперь, вы сноровку покажите и канатик потяните».

4 конкурс.
Музыкальное сопровождение
Команды берутся с разных сторон каната и тянут в свои стороны, пытаясь дотянуться до определенного места.

Ведущий:
«Пятое состязание – переодевание, да не просто переодевание, а переодевание со скороговоркой

5 конкурс.
Первый игрок – девочка, надевает фартук и косынку, бежит к жюри говорит первую часть скороговорки (у речушки, у речонки собрались одни девчонки…), возвращается назад. Следующий игрок, мальчик, надевает рубаху и кушак, бежит к судьям и говорит вторую часть скороговорки (вдоль речонки, вдоль речушки собирать пошли ракушки).
Побеждает та команда, которая меньше ошибалась.

Ведущий:
«А вот шарики летают, вы успевайте, отбивайте, не роняйте, кто все мячики отобьёт, тот и выиграл».

6 конкурс. «Отбей шары».
Музыкальное сопровождение
Команды располагаются по обе стороны от средней линии. Каждой команде дается три шарика (волейбольные мячи). По сигналу команды начинают бросать шарики на сторону соперника. Задача команд – отбивая шарики, добиться, чтобы на их «территории» было как можно меньше шариков. Игра длится 3 мин.

Скоморох:
«А теперь аукцион пословиц и поговорок».

7 конкурс.
Каждая команда по очереди говорит пословицу, побеждает та команда, которая последней назовет пословицу.

Скоморох: несет воздушные шарики: « Вы удаль покажите, шарики берите, и овец в загон гоните»

8 конкурс. «Овцы в загоне»
У каждого игрока команды по одному воздушному шарику, и одна пластмассовая палка. С помощью руки (прута) игрок гонит шарик (овцу) в «красные ворота», возвращается и передает эстафету.

9 конкурс. «Златые ворота».
Скоморох и ведущий вращают «гигантскую» скакалку, две команды пробегают под скакалкой из встречных колон. Чья команда быстрее пробежит, та и выиграла.

10 конкурс. «Пряник-разгоняйка».
Музыкальное сопровождение.

Ведущий:
«Представьте праздник, заканчивается, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть что-те пора и честь знать? Только помните что мы на Руси, что можно сделать?

Скоморох:
«1-е – Культурно раскрыть двери настежь».

Ведущий:
«2-е – Спеть прощальную песню».

Скоморох:
«3-е – Выдать на прощание пряник разгоняйку, правда, лучше пряник? Когда с пряником провожают вежливее как-то».

Ведущий:
«Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен, обидеть гостя было неприлично. А чтобы с пряниками ушли все наши гости, капитаны выручайте!»
На столбе (канате) висят пряники, капитан каждой команды на время залезают по столбу (канату), снимают пряники и спускаются вниз. По окончании конкурса капитаны угощают пряниками гостей.

Скоморох:
«Без смеха и шутки, друзья, жить никак нельзя, все преграды мы прошли, силу ловкость и друзей приобрели. Крикнем всем ура, ура, ура!»