Оборудование:
Атласы, физико–географическая карта Северной Америки, карточки с планом описания ФГП материка.
Цель урока:
Систематизировать знания, полученные на уроке географии по теме “Северная Америка”.
Задачи:
Развитие географического мышления и умения пользоваться атласом и картой.
Реализовать принцип увлекательности.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитание любознательности к окружающему миру.
Ход урока:
Учебный элемент 0:
Цель:
Выслушать выступление учителя.
Повторение материала о материке Северная Америка.
Справочный материал
Просмотр слайдов с комментарием учителя.
Учебный элемент 1:
Цель:
Контроль знаний географической номенклатуры.
Самостоятельная работа № 1 по вариантам (I и II).
Выставление отметок:
“5” – до 2 ошибок
“4” – до 4 ошибок
“3” – до 5 ошибок
Работа с контурной картой.
Работа с демонстрационным и раздаточным материалами.
Заполнение оценочных бланков
Учебный элемент 2
Цель:
Обобщение материала в форме “вопрос–ответ”
Выставление отметок:
“5” – до 6 фишек
“4” – до 4 фишки
“3” – до 2 фишки
Учитель зачитывает вопросы по теме
За правильный ответ ученик получает фишку, отметка заносится в оценочный бланк
Учебный элемент 3
Цель:
Взаимоконтроль по теме: “Северная Америка”.
Индивидуальная самостоятельная работа № 2 по карточкам
1 уровень: достаточно сложный, включает задания творческого характера, предусматривающего умение учащихся оценивать информацию, высказывать о ней свое мнение, обосновывать и отстаивать его
2 уровень: требующий умения анализировать данную информацию.
3 уровень: предполагает умение применять, передавать полученную информацию по теме.
Отметки:
За правильный ответ – “5”
Ответ с неточностями – “4”
Приблизительно верный ответ – “3”
Учащиеся проверяют друг друга правильность выполнения задания по эталонам ответов.
Полученные отметки выставляются в оценочный бланк
Учебный элемент № 4
Цель:
Развитие устной речи: проверка качества выполнения домашнего задания – сочинение–путешествие “По Северной Америке”
Отметка:
“5” – творческий подход, достаточное количество использования географических описаний и использование географической номенклатуры у доски.
“4” – наличие географической номенклатуры, умение работать с картой у доски.
“3” – слабо развитая устная речь, минимальное использование географической номенклатуры.
Выборочные ответы учащихся у доски с использованием географической карты.
Учитель дает оценку выполненному заданию и выставляет в оценочный бланк отметку.
Учебный элемент № 5.
Цель:
Подведение итогов урока
Выставление итоговых отметок в журнал
Просмотр видеофильма о Северной Америке.
Учитель подводит итог отметок по оценочным бланкам и выставляет отметки в журнал
Дидактический раздаточный и демонстрационный материал для самостоятельной работы № 1. “Географический диктант”
1 вариант
П вариант
Ответы на вопросы записанные на доске
I вариант
П вариант
Дидактический материал к самостоятельной работе № 2.
Примерные варианты заданий для карточек.
Карточка № 1
III уровень
Береговые хребты Кордильер – самые молодые по времени образования, однако не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем и высотой гор?
II уровень
Где в настоящее время происходит образование магматических полезных ископаемых? Почему?
I уровень
На какие горы на других материках похожи Аппалачи по высоте, строению, времени образования? Чем объясняется богатство гор полезными ископаемыми?
Карточка № 2
III уровень
В каких климатических поясах расположен материк? Назовите особенности погоды в умеренном климатическом поясе.
II уровень
Проанализируйте по карте распределение осадков на материке. Назовите территории, на которых выпадает много осадков; мало. Объясните установленные факты. В каких частях материка осадки выпадают в виде снега?
I уровень
На какие части Северной Америки влияют пассаты, а на какие – западные ветры умеренных широт? В чем проявляется это влияние?
Дидактический материал к самостоятельной работе № 2.
Примерные варианты ответов к заданиям по карточкам.
Карточка № 1.
III уровень
Береговые хребты Кордильер, действительно, самые поздние по времени возникновения. Но горообразование в этой части еще не завершилось, о чем свидетельствуют частые землетрясения. Возможно, береговые хребты еще будут испытывать поднятие и через несколько десятков миллионов лет станут наиболее высокой частью Кордильер..
II уровень
Образование магматических полезных ископаемых в настоящее время на территории Северной Америки происходит в зоне землетрясений и извержений вулканов, которая протянулась вдоль западного побережья. Так как по происхождению они являются магматическими, а магматические горные породы (излившиеся и глубинные) образуются при застывании магмы.
I уровень
Горы Аппалачи по высоте, строению, времени образования похожи на Большой Водораздельный хребет в Австралии и горы Атлас в Африке. Аппалачи – древние горы палеозойского возраста, сильно разрушенные. Этим объясняется богатство и разнообразие полезных ископаемых осадочных (уголь) и магматических (железные руды).
Карточка №2
III уровень
Северная Америка располагается во всех климатических поясах кроме экваториального. Большая часть материка лежит в умеренном поясе. Погода здесь зимой холодная, а летом сравнительно теплая. Зимой осадки выпадают в виде снега, летом идут дожди, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной. Средняя температура зимой около 0°, а летом +10,+ 12°С. Почти весь год стоит сырая, ветреная погода, ветер с океана несет мокрый снег и дождь. С продвижением вглубь материка погода становится более жаркой летом и более суровой – зимой.
II уровень
Анализируя карту распределения осадков на материке, мы можем сделать вывод, что много осадков выпадает на побережье залива Аляска на Панамском перешейке и на юго–восточном побережье, мало – на внутренних плоскогорьях Кордильер, северном побережье, о. Гренландия и островах Северного Ледовитого океана. Это связано с типом воздушных масс, господствующих над данной территорией. Осадки в виде снега выпадают в умеренных, субарктических и арктических широтах.
I уровень
Пассаты оказывают влияние на восток Северной Америки, а западные ветры – на западное побережье умеренных широт. Влияние этих ветров проявляется в достаточно большом количестве осадков и пасмурной, ветреной погоде с температурой О С зимой и + 10°С летом.