Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Великая депрессия: выход и уроки

Добавлено: 2014.12.12
Просмотров: 266

Луговая Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

Подготовка:

Учащимся дается опережающее домашнее задание:

  1. 3 группы представляют политику:
    • Фашистской партии в Германии;
    • Правительства Народного фронта во Франции;
    • «Нового курса» Рузвельта в США.
  2. Группа аналитиков - анализ путей выхода из кризиса.
  3. Группа экспертов - изучают историю Великой депрессии, готовят вопросы к группам.

План урока:

  1. Великая депрессия: особенности, причины, последствия.
  2. Политика фашисткой партии в Германии по выходу из кризиса (выступление группы).
  3. «Новый курс» Рузвельта в США (выступление группы).
  4. Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы).
  5. Уроки «Великой депрессии».
  6. Рефлексия.

Великая депрессия: особенности, причины, последствия.

Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты.
— Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост?
Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего».
Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия.

Кризисы - обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности:

Это показало, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает, необходимо запустить какой-то иной механизм.

Выведены следующие черты:
  1. рост роли США в мировой экономике после 1 мировой войны;
  2. спекулятивные операции на биржах;
  3. банки не вкладывали капиталы в реальное производство;
  4. слабость рыночной экономики свободной конкуренции, характерной для XIX в.;
  5. массовое производство не получило массового потребителя.

На каких сферах отразился мировой экономический кризис (последствия)?
Перед обсуждением - просмотр фотохроники (работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят последствия кризиса, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Выведены следующие последствия:

  1. экономические - падение цен, разорение предприятий, сокращение объемов промышленного производства (на 50-60 %);
  2. социальные - безработица - 10 миллионов безработных только в США (пособий по безработице практически нигде не было), массовая бедность, разочарование в существующих порядках, пессимизм, отчаяние;
  3. политическая - разочарование в существующих политических режимах, усиление роли коммунистических и фашистских партий.

Какой путь из кризиса выбрать?

Политика фашистской партии в Германии по выходу из кризиса

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в Германии.
  2. Цели фашистского правительства.
  3. Основные мероприятия по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
  4. Результаты реализации политики.

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики фашистского правительства.

Приложение 2.

«Новый курс» Рузвельта в США

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в США.
  2. Цели правительства Рузвельта, сущность идеологии кейнсианства.
  3. Основные мероприятия «нового курса» по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные).
  4. Результаты реализации политики «нового курса».

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности «нового курса».

Приложение 3.

Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы)

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса во Франции.
  2. Партийный состав и цели правительства Народного фронта.
  3. Основные мероприятия правительства Народного фронта по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).
  4. Результаты деятельности Народного фронта.

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики Народного фронта

Приложение 4.

Уроки «Великой депрессии»

Выступление аналитиков:

  1. Какой путь выхода из кризиса:
    • оказался более эффективным;
    • более социальноориентированным;
    • способствовал развитию и совершенствованию экономики страны;
    • был ценен для международного опыта.
  2. Чьим интересам отвечала политика Рузвельта, Гитлера, Народного фронта?
  3. Что общего можно увидеть во всех трех вариантах выхода из кризиса? Какие изменения претерпела либеральная рыночная экономка после кризиса 1930-х гг?
  4. Какие уроки можно извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, политикам из опыта Великой депрессии? (роль США в мир. экономике)

(работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят уроки Великой депрессии, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Рефлексия

Проанализировать, как мы реализовали цели урока, чего достигли? Смогли ли ответить на все поставленные вопросы?
Предложения.
Анализ по формуле «Я», «Мы», «Дело».

Домашнее задание

письмо о политике фашистской партии в 1930-е гг.:

В письме необходимо:

Презентация к уроку (Приложение 1).
Презентации учеников (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).