Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Методическая разработка урока Антарктида: географическое положение, история открытия и исследования

Добавлено: 2014.12.11
Просмотров: 458

Заруцкая Наталья Владимировна, преподаватель географии

Цель урока: совершенствовать умения самостоятельно устанавливать и оценивать географическое положение материка, объяснять причинно-следственные связи на примерах влияния физико-географического положения материка на его природу; сформировать знания обучающихся об истории открытия и исследования материка с помощью использования новых информационных технологий.

Задачи урока:

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Базовый учебник: География 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович; под редакцией В.П. Дронова. – 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 стр.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный На рабочем столе ученика размещен перечень используемых на данном уроке ЭОР.
(таблица 2) с ссылками на используемые ресурсы Интернета
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Перед сообщением темы учитель приводит высказывания американского исследователя Антарктиды Р. Бэрда и ученого-полярника И.М. Гусева об Антарктиде с целью мотивации учащихся к усвоению материала.
Затем формирует вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению.
Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Учитель концентрирует внимание учащихся на наличие перечня ЭОР используемых на уроке.
Подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала. Обучающиеся концентрируют своё внимание на перечень ЭОР.
Записывают тему урока в тетрадь.

3

2 Вступление (изучение нового материала) Электронный учебный модуль
Презентация (1)
Организация учителем процесса восприятия, осознания первичного учебного материала.
Демонстрационный ресурс «Географическое положение Антарктиды»
Содержание цифрового образовательного ресурса знакомит с географическим положением Антарктики и Антарктиды. Приведено изображение всей Земли и изображение Антарктиды.
Осознание нового материала.
Обучающиеся внимательно и осознанно изучают представленную информацию.
Конспектируют основные черты физико-географического положения материка.
Отвечают на вопросы учителя. Вовлекаются в дискуссию.

10

Учитель организует фронтальный опрос.
Организует дискуссию по вопросам темы:
– каким образом географического положение может повлиять на природу материка?
– повлияло ли географическое положение на время открытия материка?
3 Работа с электронным образовательным ресурсом Гипертекст с иллюстрациями (2) Демонстрация ресурса.
Учитель представляет четыре этапа исследования материка.
Для их изучения класс делится на группы для изучения этапов.
Электронный ресурс представляет информацию об этапах:
I-ый – экспедиция Дж. Кука. Учитель приводит высказывание исследователя, которое надолго остановило желающих исследовать океан южнее 50о широты.
II-ой – первая русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
III-ий – изучение побережий и внутренних областей материка.
IV-ый – международные систематические исследования.
По окончанию работы с гипертекстом и картами маршрутов экспедиций и представлению учащихся итогов работы учитель организует обсуждение
вопроса о том, почему в Антарктиде запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытание любого вида оружия.
Учащиеся воспринимают информацию об этапах исследования материка.
Затем работая по группам, изучают конкретный этап. В тетрадь записывают краткую информацию об экспедициях.
Интерактивный модуль содержит карту маршрутов экспедиций, с которой знакомятся учащиеся.
По окончанию работы с интерактивным модулем представители групп сообщают информацию об этапе исследования
материка.
Учащиеся участвуют в обсуждении вопроса учителя об использовании Антарктиды в исключительно мирных целях.

15

4 Работа с интерактивным практическим модулем Кругосветное плавание Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" (1819-1821). ОткрытиеАнтарктиды Практический модуль (интерактивная карта) (3) Учитель объясняет учащимся принцип работы с практическим модулем.
От учащегося требуется поэтапно восстановить маршрут следования российских кораблей. Это дает возможность сформировать представление о сложности стоявшей перед экспедицией задачи.
Учащиеся выполняют практическое задание. Оценивают вою работу в практическом модуле.

Делают выводы о сложности и продолжительности экспедиции.

5

5 Контроль усвоения знания Контрольный модуль
(тематическая контрольная работа)
(4)
Демонстрация ресурса.
Учитель объясняет форму выполнения контрольного задания по предлагаемому модулю.
Модуль позволяет выяснить на сколько хорошо учащиеся усвоили основную информацию об открытии материка. Проверяется знание хронологии событий, имен путешественников, маршруты экспедиций.
Учащиеся выполняют самостоятельные задания.
Предлагается два контрольных модуля для обязательного выполнения и модуль повышенной сложности.

7

6 Подведение итогов. Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания. Домашнее задание с использованием интернет-ресурсов.(6) Структура модуля позволяет учащемуся выполнить задание повторно и улучшить свой результат.
Для справившихся с первым контрольным модулем предлагается второй.
Учитель организует беседу по итогам урока об огромных
трудностях, которые преодолевают исследователи полярных широт. Что же заставляет их рисковать собственным здоровьем, переносить бытовые трудности. Почему они считают изучение Антарктиды столь важным?
Учитель предлагает назвать качества, помогавшие человеку переносить трудности.
Предлагает учащимся придумать девиз урока.
После представленных
Учащиеся вовлекаются в беседу.
Называют качества полярника – исследователя.
Делают вывод, предлагают девизы урока.
Знакомятся с домашним заданием записывают его в тетрадь.

5

девизов предлагает свой. Строка из стих. англ. поэта Теннисона, вырезанная на памятнике-кресте, установленного в Антарктиде «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эти строки стали девизом всех путешественников.
Запись домашнего задания на доске. Подведение итогов, оценивание работы обучающихся, объяснение учителем особенностей домашнего задания и практической работы с использованием Интернет-ресурсов.

Приложение к плану-конспекту урока «Антарктида: географическое положение, история открытия и исследования»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1 Электронный учебный модуль «Географическое положение Антарктиды»» Информационный модуль.
Цифровой образовательный ресурс.
Презентация
Презентация, позволяющая познакомится и проанализировать географическое положение материка, соотнести размеры и расположение Антарктиды относительно других материков. https://metodic-school.ru/?link=11787.1
2 Электронный учебный модуль «Антарктида – ледяной континент. Человек на Южном материке» Информационный модуль.
Цифровой образовательный ресурс. Гипертекст с иллюстрациями.
Гипертекст с иллюстрациями позволяет изучить этапы исследования материка, посмотреть маршруты экспедиций. Получить информацию о знаменитых исследователях и первооткрывателях. https://metodic-school.ru/?link=11787.2
3 Интерактивный модуль (интерактивная карта)
«Кругосветное плавание Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" (1819-1821). Открытие Антарктиды»
Интерактивный практический модуль. Модуль (интерактивная карта) позволяет учащимся закрепить знания о кругосветном путешествии Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821) об открытии Антарктиды. Практическое задание построено на основе интерактивной карты. От учащегося требуется поэтапно восстановить маршрут следования российских кораблей. Это дает возможность сформировать представление о сложности стоявшей перед экспедицией задачи https://metodic-school.ru/?link=11787.3

4

Контроль усвоения знаний. «Важнейшие русские экспедиции в первой половине XIX века». «Открытие Антарктиды. Развитие географических знаний о Земле. Первое русское кругосветное плавание. Открытие русскими Антарктиды» Контрольный модуль (тематическая контрольная работа) Тематические контрольные работы позволяют выяснить, насколько хорошо учащиеся усвоили основную информацию об открытии Антарктиды. Проверяется знание хронологии событий, имен руководителей экспедиции, маршрута путешествия. Структура модуля позволяет учащемуся выполнить задание повторно и улучшить свой результат https://metodic-school.ru/?link=11787.5

https://metodic-school.ru/?link=11787.6

5 Интерактивный практический модуль «Антарктида – ледяной континент. Человек на Южном материке. П1 Интерактивный Практический модуль Модуль позволяет закрепить знания по теме «Человек на южном материке», содержит интерактивную карту и географический сканворд. https://metodic-school.ru/?link=11787.7