Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс

Добавлено: 2014.12.07
Просмотров: 593

Богданова Светлана Борисовна, учитель истории

Цель урока: определить причины и значение победы Советского народа над фашистской Германией.

Задачи урока:

  1. Актуализация знаний учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 г.” при выявлении факторов и значения победы советского народа.
  2. Формирование умений и навыков анализировать данные таблиц и делать выводы.
  3. Формирование умения на основе имеющихся знаний решать проблемные задания.
  4. Формирование умения аргументировано выражать свою точку зрения.
  5. Формирование умения использовать знания по краеведению при изучении учебной темы.
  6. Формирование умений и навыков ведения учебной дискуссии .
  7. В конце урока учащиеся должны знать: факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне; значение победы Советского Союза в войне с германским фашизмом.
  8. Воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому России. Сохранение в сознании учащихся памяти о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Формирование гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу своей Родины. Формирование интереса к истории как науке и учебной дисциплине. Раскрытие творческого потенциала учащихся.

План урока.

I. Организационный момент.

  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка учебных задач.

II. Изучение нового материала.

  1. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  2. Значение победы.

III. Заключительный этап.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Постановка домашнего задания.
  3. Выставление оценок.

Виды деятельности.

Учителя

Учащиеся

Оборудование урока:

  1. Карта “Великая Отечественная война 1941-1945г.г.”
  2. Тексты таблиц, заданий.

Ход урока

- Объясните значение термина “источник” (то, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь)

I. Источники победы.

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы должны выяснить источники победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также определить значение Победы.

Экономический фактор.

- Тексты заданий №39, 55 – Вопросы к ним:

№39 – О чём, свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой Ал. Верта проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?

№55 – Можно ли на основе приведенных фактов согласиться с существующей в западной историографии т.зр., что победу СССР в войне с Германией обеспечила помощь союзников по лендлизу? Можно ли вообще сводить значение сотрудничества с США и Англией в годы воны, только к поставкам по лендлизу? А что , на ваш взгляд, ещё было не менее важно?

- Проанализируйте статистические данные таблиц о соотношении вооруженных сил СССР и Германии в годы ВОВ. Сделайте выводы о роли экономического фактора в победе над фашистской Германией.

Итак, назовите 1-ую причину: 1. Экономический фактор.

Фактор морально-политического единства советского общества.

- Готовясь к войне против СССР, гитлеровское руководство рассчитывало на раскол советского общества, полагая, что недовольство различных слоев сталинским режимом позволит в короткие сроки развалить советское государство.

Оправдался ли расчет гитлеровцев?

Докажите , что в годы войны советское общество еще больше сплотилось для отпора фашистской агрессии. (Примеры по Бологое)

Выдвижение в годы войны плеяды талантливых военачальников.

Задание №66 – В западной литературе бытует мнение, что решающими сражениями

II Мировой воны стали два события: сражение в Северной Африке у Эль-Аламейна в 1942 г., в котором английские войска под командованием генерала Монтгомери разбили 4 немецких и 7 итальянских дивизий; и высадка союзных войск, под командованием американского генерала Эйзенхауэра 6 июня 1944 г. в Нормандии ( Северная Франция).

Так ли это на самом деле?

Докажите, что на протяжении 1941-1945г.г. советско-германский фронт оставался главным.

- Назовите имена советских военачальников, выдвинувшихся в годы Великой Отечественной войны и сражения , в которых они участвовали.

Массовый героизм советских воинов.

- Приведите примеры мужества и героизма советских людей на фронте и в тылу врага противника. (Бологое тоже , война в истории моей семьи)

Сформулируйте причины победы советского народа в Великой Отечественной войне:

II Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

- §35 – последний абзац. Что говорит учебник?

- А что думаете вы?

Учебник .

  1. Рост симпатий к Советскому Союзу в мире.
  2. Советские вооруженные силы – самые мощные в мире.
  3. СССР – великая мировая держава.
  4. Укрепился сталинский политический режим.
  5. Конец кровопролитнейшей и разрушительной войны.

Ребята (предположительно)

  1. Одержала победа над фашизмом – чудовищем XX века.
  2. Советский народ сплотился в борьбе с врагом.
  3. Победа над фашизмом объединила народы планеты в борьбе за мир.

- Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?

Проблема: Сегодня накануне празднования 60летия Победы, некоторые политики, в частности, президент Латвии, пытаются умолить значение разгрома гитлеровской Германии, утверждая, что прибалтийские страны пострадали больше от советского режима, чем от фашистов. Лагерь смерти Саласпилс называют воспитательно-трудовым учреждением. Что бы вы ответили госпоже президенту?

Проблема: Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступление советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную.

- А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

III. Завершение урока.

Домашнее задание: Сочинение – размышление.

  1. “Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?”
  2. “Великая Отечественная война глазами молодых”

Литература.

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России XX век”, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2000г.
  2. А.Г. Колосов “История России XX век”. Дидактические материалы, 11 класс. Издание 2-е, стереотипное, М., Дрофа, 2001г.
  3. Н.Верт “ История советского государства 1900-1991” Второе исправленное издание . Перевод с французского, М., “Прогресс – Академия”, 1994г.
  4. “Всемирная история” под редакцией академика Г.Б. Поляко, профессора А.Н. Марковой. Учебник для студентов высших учебных заведений, М., Юнити, 200г.
  5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивожина “история России с древнейших времен до наших дней”, издание второе, переработанное и дополненное. М., Проспект, 2000г.
  6. В.А. Поцелуев “История России XX столетия (основные проблемы)”. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1997г.
  7. Ю.Троицкий, К. Умбрашко “Шаг за шагом. История. Рабочие тетради. Советский Союз: годы испытаний Великая Отечественная война”. Издательство гимназии “Открытый мир”, М., 1995г.
  8. Журнал “Родина”: №№6-7, 1991 год, №5, 1995год.

Приложение