Цель урока: определить причины и значение победы Советского народа над фашистской Германией.
Задачи урока:
План урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Заключительный этап.
Виды деятельности.
Учителя
Учащиеся
Оборудование урока:
- Объясните значение термина “источник” (то, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь)
I. Источники победы.
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы должны выяснить источники победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также определить значение Победы.
Экономический фактор.
- Тексты заданий №39, 55 – Вопросы к ним:
№39 – О чём, свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой Ал. Верта проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?
№55 – Можно ли на основе приведенных фактов согласиться с существующей в западной историографии т.зр., что победу СССР в войне с Германией обеспечила помощь союзников по лендлизу? Можно ли вообще сводить значение сотрудничества с США и Англией в годы воны, только к поставкам по лендлизу? А что , на ваш взгляд, ещё было не менее важно?
- Проанализируйте статистические данные таблиц о соотношении вооруженных сил СССР и Германии в годы ВОВ. Сделайте выводы о роли экономического фактора в победе над фашистской Германией.
Итак, назовите 1-ую причину: 1. Экономический фактор.
Фактор морально-политического единства советского общества.
- Готовясь к войне против СССР, гитлеровское руководство рассчитывало на раскол советского общества, полагая, что недовольство различных слоев сталинским режимом позволит в короткие сроки развалить советское государство.
Оправдался ли расчет гитлеровцев?
Докажите , что в годы войны советское общество еще больше сплотилось для отпора фашистской агрессии. (Примеры по Бологое)
Выдвижение в годы войны плеяды талантливых военачальников.
Задание №66 – В западной литературе бытует мнение, что решающими сражениями
II Мировой воны стали два события: сражение в Северной Африке у Эль-Аламейна в 1942 г., в котором английские войска под командованием генерала Монтгомери разбили 4 немецких и 7 итальянских дивизий; и высадка союзных войск, под командованием американского генерала Эйзенхауэра 6 июня 1944 г. в Нормандии ( Северная Франция).
Так ли это на самом деле?
Докажите, что на протяжении 1941-1945г.г. советско-германский фронт оставался главным.
- Назовите имена советских военачальников, выдвинувшихся в годы Великой Отечественной войны и сражения , в которых они участвовали.
Массовый героизм советских воинов.
- Приведите примеры мужества и героизма советских людей на фронте и в тылу врага противника. (Бологое тоже , война в истории моей семьи)
Сформулируйте причины победы советского народа в Великой Отечественной войне:
II Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- §35 – последний абзац. Что говорит учебник?
- А что думаете вы?
Учебник .
Ребята (предположительно)
- Почему День Победы – самый светлый праздник нашего народа?
Проблема: Сегодня накануне празднования 60летия Победы, некоторые политики, в частности, президент Латвии, пытаются умолить значение разгрома гитлеровской Германии, утверждая, что прибалтийские страны пострадали больше от советского режима, чем от фашистов. Лагерь смерти Саласпилс называют воспитательно-трудовым учреждением. Что бы вы ответили госпоже президенту?
Проблема: Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступление советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную.
- А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
III. Завершение урока.
Домашнее задание: Сочинение – размышление.
Литература.