Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Методы изучения природы. Урок в 5-м классе природоведения

Добавлено: 2014.12.01
Просмотров: 337

Масленникова Елена Борисовна, учитель биологии

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Оборудование: Аквариум, линейка, термометр, весы, стаканчики с водой, глиной речным песком , древесные опилки , кнопки и магнит.

Ход урока

1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.

2. Новая тема.

Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям

Метода изучения природы

  1. Наблюдение
  2. Эксперимент
  3. Измерение

Чтобы понять чем эти изучения отличаются друг от друга мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу.

Задание 1 группе: Подойти к аквариуму и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид

Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

1 группа

2 группа

Слова учителя Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

  1. Определить цель.
  2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
  3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
  4. Подобрать оборудование
  5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
  6. Сделать записи, рисунки.
  7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.
  8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
  9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

3 группа

Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу

  1. наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;
  2. путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;
  3. путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.
  4. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее
  5. Записать в тетрадь
    1. Методы изучения природы.
    2. Цели изучения природы

3. Закрепление темы :

  1. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.

Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

Но никогда не навредите природе!

Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным