Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Урок-игра Парад знаменитых людей России, способствовавших становлению и процветанию села Волчно-Бурлинского

Добавлено: 2014.11.24
Просмотров: 325

Ягунов Михаил Гаврилович, учитель географии

Девиз урока: «Все, что мог сделать русский человек в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией и результат трудов его достоин удивления по всей громадности…» (Ядринцев Н.М.)

Оборудование: физическая карта России, физическая, карта Алтайского края, физическая карта Крутихинского района, слайд-фильм (Приложение 1), самовар, стол круглый, старинная скатерть, салфетки, «География Крутихинского района».

Тип урока: урок–игра.

Действующие лица:

- ведущий – учитель,
- Ремезов Семен Ульянович – автор «Большого чертежа всей Сибири»,
- Лаврентьев Дмитрий Иванович – основатель Чаусского острога,
- Чичагов Петр – картограф,
- Иоанн Питер Фальк – руководитель первой экспедицией РАН,
- Иоганн Готлиб Георги – путешественник, друг и соратник Фалька,
- Ядринцев Николай Михайлович – руководитель второй и третьей экспедиции РГО,
- Семенов-Тян-Шанский – путешественник,
- Павлов Николай Петрович – историк.

Ход урока

Ведущий. Дорогие ребята! В подготовке этого урока были использованы уникальные книги, которые являются библиографической редкостью. На уроке вам предстоит встретиться со знаменитыми россиянами, которые внесли большой вклад в изучение, становление и развитие нашего села. Будьте внимательны, так как они приготовила для вас вопросы, а для победителей – призы. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее ответит на их вопросы.

И так, мы начинаем. (Слайд №2, Приложение 1)

Во все времена в Сибири было немало одаренных и смелых людей, оставивших значительный след в истории сибирской культуры. Одним из них был Семен Ульянович Ремезов – человек небывалого таланта и широты знаний. Он был первым сибирским архитектором и градостроителем, художником и картографом. Его работа «Большой чертеж всей Сибири» находится в Парижской национальной библиотеке. Итак, слово Семену Ульяновичу.

Ремезов С.У. Уважаемые волчнобурлинцы! Я автор «Большого чертежа всей Сибири». Это была первая карта, на которую были нанесены крупные озера и реки, города и остроги, достопримечательные места этого богатейшего края. Я никогда не был в вашем селе, на моих картах оно не обозначено. Вы, наверное, догадываетесь, почему это произошло?

(Ответ: «Большой чертеж всей Сибири» был составлен в 1701 году, а наше село образовалось в 1727 году.)

Ремезов С.У.:«Скажите мне, по Указу какого царя я был послан на работу в этот благословенный край – Сибирь?

(Ответ: «По Указу Петра 1»)

(Слайд №3)

Ведущий. Томский дворянин Дмитрий Иванович Лаврентьев был первооснователем Чаусского острога. В остроге размещалась изба приказчика, ссудная изба с амбарами. В 1719 году здесь была построена Ильинская деревянная церковь. За острогом располагалась слобода. Слово берет Дмитрий Иванович Лаврентьев.

Лаврентьев Дмитрий Иванович. Царской милостью Александра 1, Его Высочайшим Указом мне было поручено построить на Московском тракте Чаусский острог. Я заложил его 29 июня 1713 года в устье реки Чаус (левый приток реки Оби). Он был построен на выгодном торгово-транспортном пути. Здесь проходил тракт, по которому к столу Его Царского Величества доставлялась соль из Бурлинских озер. Ведь эти озера при дворе называли «царской солонкой». Уж больно вкусна сибирская соль!

И у меня к вам вопрос: «Как назывался тракт, по которому везли соль, и где он проходил? Кто назвал Бурлинские озера «царской солонкой»?

(Ответ: «Тракт называется Соляной, он проходил вдоль южной кромки соснового бора в 8 км от нашего села. «Царская солонка» - так называл Петр Великий Бурлинские соляные озера».)

(Слайд №4)

Ведущий. А сейчас слово будет предоставлено Петру Чичагову. Это сын солдата Преображенского полка. Он закончил навигатскую школу и с топографическим отрядом проследовал из Чаусского острога через Крутиху в сторону Барнаула по левому берегу Оби.

Чичагов П. По тем временам я имел очень хорошее образование. В навигатской школе, основанной Его Величеством Петром Великим, работали замечательные учителя, которые научили нас проводить съемку местности математическими методами с астрономической привязкой. Поэтому наши карты были предельно точными. А составленная мною карта хранится в Парижской национальной библиотеке, вывезли ее заморские ученые, да и оставили у себя.

А мне любопытно узнать, а в каком году я проводил у вас съемку местности?

(Ответ. «Петр Чичагов проводил съемку местности в 1727 году».)

(Слайд №5)

Ведущий. А сейчас перед вами предстанут два друга, которые родились и выросли в Швеции. Они хорошо разговаривают по-русски. Послушайте их внимательно, ведь они потом вам зададут свои вопросы.

Я, Иоанн Питер Фальк, родился в 1725 году в Швеции, учился медицине, был учителем знаменитого естествоиспытателя Карла Линнея. В 1771 году по просьбе Ее Величества Екатерины Второй в составе экспедиции Академии наук России я проследовал через ваше село в сторону Крутихи.

Меня зовут Иоганн Готлиб Георги. Питер Фальк – мой друг. Мы все время неразлучны. Вместе учились в университете, вместе работали. Когда Иоганн решил поехать изучать новые земли в России, я поехал за ним. Мой друг во время путешествия очень много писал, а я занимался приведением его рукописей в порядок. Вот что писал Фальк: «Везде, где русские останавливались и строили себе зимовья и остроги, принимались они за соху, хоть в самых малых размерах».

Фальк И.П. Описание природы окрестностей вашего села даны в конце первого тома моих сочинений. На русском языке мой труд вышел в 3 томах в 1824 году.

А вот наш вопрос: «Какова основная цель Первой экспедиции Российской Академии наук?»

(Ответ. «Основная цель Первой экспедиции Российской Академии наук – глубокое изучение природы Алтая в связи с развитием горно-металлургического дала. Через наше село проходит кратчайшая дорога из Омска в Барнаул».)

(Слайд №6)

Ведущий. А сейчас мы предоставим слово Ядринцеву Николаю Михайловичу. Один из его современников писал: «Широта проблематики и разносторонность деятельности Ядринцева не сделали, однако, из него дилетанта. Всюду, где прикасалась рука его, он оставлял следы своего таланта исследователя».

Ядринцев Н.М. В конце 19 века, в 1878 и в 1882 годах я совершил две комплексные экспедиции на Алтай по поручению Русского географического общества. За сведения, добытые мною, мне вручили «Золотую медаль» РГО. Я очень люблю Россию, и хочу, чтобы вы относились к своему государству так же, как и я. А кто из вас помнит, что я говорил о своей стране в своих дневниковых записях?

 (Ответ: «Без знаний нет богатой страны, без знаний нет свободной страны, без знаний нет счастливой страны».)

(Слайд №7)

Ведущий. Дважды, в 1856 и 1857 годах, Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (сын Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского) был в Барнауле. Нет достоверных сведений о том, что он был в Крутихе, но в его работе «Россия. Полное описание нашего Отечества» есть строки, которые вы можете зачитать. Кто может это сделать?

(Отвечают: «Крутиха представляет собой старинный острог, основанный в начале 18 века и долго служивший передовым пунктом, укрепленный рвом и рогатками. Оборот девяти торговых заведений Крутихи превышает 250 тыс. рублей. Это одна из основных пристаней для отправки хлеба. В Крутихе бывает две ярмарки: Введенская – с 22 ноября по 6 декабря и Ивановская – с 18 по 24 июня. По размерам своих оборотов это наиболее значительные ярмарки в Барнаульском округе. Здесь развит щепной промысел: делают сани, оси, колеса, деревянную посуду и сельскохозяйственные орудия. Главный ее сбыт у киргизов в Семипалатинске и Павлодаре».)

Ведущий. Вениамин Петрович передал нам в краеведческий уголок два экспоната. Определите их примерный возраст, и скажите, о каком этапе жизни наших односельчан они свидетельствуют?

(Отвечают: «Это лопатка и топор для проведения горных работ. Жители нашего села долгое время были приписаны к Колывано-Воскресенским заводам и отрабатывали заводской оброк этими орудиями труда».)

(Слайд №8)

Меня зовут Павлов Николай Павлович. Я внимательно изучал историю нашего государства, и нашел интересные данные о том, почему царское правительство и ученые такое большое внимание уделяли освоению и изучению Сибири. А что вы можете сказать об этом?

(Ответ: «Вся добытая за 18 столетия по ценам того же века стоила не менее 15 млн. рублей! В конце 19 столетия стоимость добытой пушнины перевалила за 225 млн. рублей. Много это или мало? Здесь можно самим сделать вывод, если учесть, что в России в те времена проживало около 16 млн. человек».)

Ведущий. Вот и закончилась встреча с замечательными людьми, которые внесли огромный вклад в освоение и изучение территории нашей малой родины. Теперь настает ваш черед сделать все возможное, чтобы наше село стало еще замечательнее и краше. Спасибо вам за внимание.

(Слайд №9)

Рефлексия, итоги урока.