Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Дидактическая модель урока по географии в 9-м классе с применением интернет-ресурсов по теме Уральский экономический район

Добавлено: 2014.11.16
Просмотров: 617

Ромашкина Ольга Петровна, учитель, библиотекарь

Краткая аннотация урока: Предложенная модель уроков по географии России (тема “Уральский экономический район”) позволяет учащимся с помощью Интернет – ресурсов выявить значимость Уральского района, в том числе Оренбургской области, для хозяйства страны, оценить природные ресурсы для развития хозяйства, выделить этапы освоения территории, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. Уроки представлены в едином формате в виде презентации.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Интернет рассматривается как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, и кроме Интернет - ресурсов используются и другие технологии и виды работ: работа с картой, учебником. Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Учащиеся, работая в творческих группах, получают целостное представление о современном хозяйстве региона, проблемах и перспективах развития. У них формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Предложены методические материалы к проведению урока (Приложение 1.)

Тема: “Уральский экономический район”

Количество часов – 3

Тип: уроки с применением ИКТ

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская

Оборудование: компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник, атласы)

Цели:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  3. Обучение школьников использованию Интернета

Задачи:

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Учебные:

  • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;
  • составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР
  • сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
  • дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;
  • определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся: анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, создание презентаций.

ПЛАН УРОКА.

Первый урок.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала на основе презентации (Приложение 2)

На экране 1-й слайд.

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

На экране 2-й слайд.

Учитель:

Урал – опорный край державы,

Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

Переход к 3-му слайду.

Учитель:

Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 3-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

На экране 4-й слайд.

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

На экране 5-й слайд.

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

  1. Это низкие горы.
  2. Это граница между Европой и Азией.
  3. Горы вытянуты с севера на юг.

Учитель:

На экране 6-й слайд.

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Задание:

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  2. После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  4. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Слайд – 7.

  1. Удмуртия
  2. Башкирия

Коми-пермяцкий

  1. Свердловская
  2. Пермская
  3. Челябинская
  4. Оренбургская
  5. Курганская

На экране слайд – 8.

(Учащиеся проводят поисковую работу по сайтам).

Задача – создать презентацию, в которой отразить образ территорий, входящих в состав УЭР.

(создаются группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:

  1. Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).
  2. Население.
  3. Хозяйство (отрасли специализации);

(на работу отводится 30 минут урока, и внеурочное время)

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий. В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.
Управление Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории. Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

Интеграции В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.
Оценка Сравнить информацию из разных статей. Чтение текста. Отбор информации.
Создание Разработать документ в программе создания презентаций. Создание презентации.

Основные научные труды

2-ой урок.

Урок начинается с ответов учащихся. Каждая группа за 5-7 минут представляет выбранную территорию.

Далее демонстрируется 9 слайд. (приложение 3, приложение 4, приложение 5)

Задания:

  1. Прочитайте в учебнике (стр.290-291) статью и выделите основные этапы освоение территории Урала.
  2. Почему на рубеже XIX-XX вв. хозяйство Урала вступало в полосу кризиса?

Слайд – 10.

Учитель: Известный геолог Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал

“жемчужиной минерального царства”, считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации.

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его уровень развития.

Задание:

  1. Докажите, что природные ресурсы Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятны условия имеет Предуралье и юг Урала.
  2. Определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Нанесите их на контурную карту.

(примеры работ учащихся – приложение 6)

Слайд – 11.

Учитель:

Урал – граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал множество влияний разных народов.

Задание:

По предложенной таблице постройте диаграмму “Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.”

Слайд - 12.

Задания:

Используя Интернет-ресурсы:

(пример работы учащихся – приложение 7)

Учащиеся выполняют работу на уроке и во внеурочное время.

3-ий урок.

В начале урока учащиеся представляют проделанную работу на прошлом уроке.

Далее представляется 13 слайд.

Учитель:

Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIII в. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.

Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.

Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).

Задание:

Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику

отраслей специализации района. (примеры работ учащихся – приложение 8, приложение 9)

Слайд – 14.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.

Задания:

1.Определите основные проблемы УЭР.

2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.

(пример работы учащихся – приложение 10)

Заключение:

Учитель:

Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.

Используемые ресурсы.