С момента отделения человека от мира животных он пытается передавать информацию с помощью разнообразных средств коммуникации: пламенем костра, звуком барабана, но даже когда люди жили в пещерах и занимались собирательством, они понимали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Об этом свидетельствуют красочные наскальные рисунки со сценами удачной охоты с ритуальными изображениями животных и идолов.
Прошли тысячелетия, появились письменность и книгопечатание, человек полетел в космос. Но, по прежнему, мы больше доверяем своим глазам.
В школе для оптимизации образовательного процесса необходимо применять наглядный метод обучения. Учителя на уроках стараются использовать разнообразные технические средства обучения: иллюстрации, технологические карт, совершенно недавно для этих целей использовали аудио и видео аппаратуру – кинопроекторы, диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели.
Но время не стоит на месте, и в современных условиях, когда компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. В магазинах игрушек целые стеллажи заставлены игрушечными роботами и детскими компьютерными играми, это любимые занятия детей. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. А ведь играть на компьютере не просто, здесь нужна хорошая реакция и глазомер, и умение ориентироваться в сложной обстановке, и высокая скорость принятия правильного решения, от которого подчас зависит судьба ведомого тобой космического корабля или гоночного автомобиля. Игр имеется множество и на любой вкус: от опасных приключений в джунглях до футбола, тенниса или шахмат, в которые компьютер играет довольно таки не плохо. И в школе без компьютера не обходятся почти ни на одном уроке, так как мультимедийные функции успешно совмещаются именно в нём.
Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки. Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.
Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это:
Задачи использования ИКТ в процессе обучения:
Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям:
Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видео сюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так, что учебный материал с этих дисков можно использовать независимо от программы. Собирая нужные документы в предметных папках к каждому уроку можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использование программы презентации Power Point. (См. Приложение 2)
Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материала для урока, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные виды слайдов, содержащие разные формы подачи материалов, и программы для работы с ними, «Текстовый редактор» позволяет включить информацию в виде сообщения или вопросов.
«Графический редактор» используется для демонстрации различных видеофрагментов, карт, диаграмм, иллюстраций. В процессе работы над презентацией информацию размещают в слайдах с присвоением им порядкового номера, в соответствии с которым они и появляются на экране при показе, смена слайдов может осуществляться вручную (щелчком) или автоматически. В последнем случае необходимо установить время нахождения каждого из них на экране. (См. Приложение 3)
Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.
Техническими достоинствами программы Power Point является быстрая манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше.
Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера в качестве дорогой игрушки с примитивными «стрелками» и печатной машинки с большим экраном, но сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения ИКТ и обучающих программ.
Компьютерные программы – это своего рода помощники учителя, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они не могут, но расширяя возможности совместного использования на любом этапе урока значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоёмкость обучения и экономят время при подготовке к уроку.
Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.
Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:
Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.
Презентации — Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.