Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Метод проектов - технология XXI века

Добавлено: 2014.10.31
Просмотров: 196

Новоклинова Анна Владимировна, ассистент кафедры Полесюк Раиса Самойловна, доцент

Все больше и больше преподавателей-лингвистов обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у студентов необходимых коммуникативных и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Сам процесс обучения представляет собой самостоятельную творческую исследовательскую работу обучающихся в предлагаемых учебных обстоятельствах.

Использование проектной методики дает возможность больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеаудиторное время, развивать творческие способности учащихся, проверять и проявлять их лидерские качества. Проектный метод - это пока еще теоретико-экспериментальное направление в методике обучения иностранному языку, однако по мере его изучения и использования на практике наиболее ярко выделились и обозначились такие основополагающие принципы, как принцип проблемности, творчества, самостоятельности, коллективной деятельности и принцип использования аутентичных учебных материалов.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века. Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”, статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Для того, чтобы грамотно организовать учебный проект с использованием метода проектов разной степени сложности и направленности, важно понимать, какие могут быть проекты и в чем специфика каждого из них, ибо именно спецификой определяется структура проекта, особенности его организации. Вот почему важно определиться с типологией проектов, чтобы “не блуждать в темноте”.

Прежде всего, определимся с типологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, являются:

- доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и другие;

- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

- количество участников проекта;

- продолжительность проекта.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, при чем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Приступая к разработке проекта, необходимо обозначить вопросы, ответы на которые предстоит выяснить в ходе работы. По ходу работы могут появиться другие направления, но неизменным остается одно – четкое определение целей и задач проекта.

Завершая статью, следует отметить, что проектное обучение способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, имеет цель развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. На занятиях по языку проблемное обучение получило развитие в качестве средства активизации творческих возможностей учащихся, как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики.

Учащийся осознает проблемную ситуацию, когда создается противоречие между явлением и ранее сложившимся представлением о нем. Для преодоления этого противоречия прежнего опыта оказывается недостаточно. Есть устоявшееся мнение, что осознание проблемы является началом всякого процесса мышления. В проблеме отсутствуют данные, необходимые для ее решения. Прежде всего, надо найти соответствующую информацию, чтобы дополнить проблему, следует выявить недостающие факты и определить способы их поиска. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно учатся добывать необходимую информацию, пользоваться справочной литературой, привлекая новые технологии, в том числе и сети Интернет. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом.

Таким образом, принцип проблемности в проектной методике определяется наличием значимой в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения. Основой проблемного обучения является творческое мышление, которое включает в себя продуктивный процесс, состоящий из постановки проблемной задачи, возникновения проблемной ситуации, поисковой познавательной активности и др. Использование метода проектов позволяет развить у учащихся творческое мышление и самостоятельность в овладении знаниями.