Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Сценарий урока-конференции История конституции в России

Добавлено: 2014.10.27
Просмотров: 429

Королев Владимир Николаевич, учитель истории и обществознания

Тема урока: История развития конституционализма в истории России с древнейших времён до наших дней.

Цели урока: Продолжить изучение программного раздела обществознания посвященного Основному закону – Конституции РФ. Ознакомить учащихся с попытками создания конституций в российской империи ХVIII – ХIХ веков. Изучить различия в конституциях периода существования СССР и сравнить их с Конституцией РФ 1993 г.

Задачи урока:

Актуализировать в сознании учащихся понятие правового государства через сравнение Основных законов, созданных в истории российской государственности.

Вывести признаки правового государства и понять отличие его от других типов государств.

Определить, в чем выражается главенство права над законом в Конституции Р.Ф.

Тип и место урока: Проблемно-обобщающий, сдвоенный урок, с элементами интеграции в выпускном классе.

Методы: Слово учителя, выступления учащихся с сообщениями - исследованиями, групповая работа.

Материалы: 6 карточек с проблемными вопросами для групповой работы.

Признаки правового государства Конституция Ф.Ф. Ушакова Русская правда П. Пестеля Конституция Н. Муравьева Конституция СССР 1936 г. Конституция США Конституция РФ 1993 г.
1 признак
2 признак
3 признак

Новое на уроке: Знакомство с историей конституционной мысли в России и определение понятия "правовое государство".

Актуальность темы: Необходимость проведения подобного урока продиктовано важностью формирования правовых понятий с целью становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции, для самоопределения его в обществе, а также связаное с десятилетним юбилеем Конституции Российской Федерации.

Ход урока.

На доске: записана тема урока: "История конституции в России".

Слово учителя: 12 декабря 2003 года исполнится 10 лет Конституции Российской Федерации, основному закону нашей Родины, по которому мы с вами живём. Сегодня мы проведем научно - практический урок - конференцию по истории конституционной мысли в России с конца ХVIII века по настоящее время. Учащиеся 12 "б" и 12 "в" классов подготовили материалы по данному вопросу и представят их на ваш суд.

Историю конституционной мысли в нашей стране можно проследить со времен Ярослава Мудрого и его "Правды Новгородчей". Мы ограничились конституцией, составленной Адмиралом Ушаковым Ф.Ф., проектами конституций Н. Муравьева и П. Пестеля, конституциями времен советской власти и попробуем сравнить конституции США и РФ.

Прослушав каждое из выступлений, группы должны заполнить соответствующие графы таблицы "Признаки правового государства"

Сравнительный анализ Конституции разработанной Ф. Ф. Ушаковым для Ионических островов и Конституции РФ проведет Стрельченок Анна.

Конституция Ушакова

Конституция РФ

Ушаков уполномочил Сенат учредить законы, на всех островах устроить судилища и всякий суд производить на греческом языке.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, судебную, исполнительную. Правосудие осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного, участкового судопроизводства.

Избирать лиц, достигших 24–летнего возраста, объединяя их в полном союзе со вторым классом, т.е. со всеми имеющими доход от 30 до 100 червонцев в год.

Президентом может избираться гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет. Судьями могут быль лица старше 25 лет с высшим юридическим образованием и стажем в юриспруденции не менее5 лет. Гражданин РФ может осуществлять самостоятельно в полной мере свои права и обязанности с 18 лет.

На первом месте стояло дворянство. Ушаков расширил права сословий, дав место тем, кто его не имел никогда. Появились новые должности, их заняли новые люди, выбранные из всех слоев населения: дворяне, духовенство, купцы, ремесленники, жители деревень.

Конституция РФ и Федеральные законы имеют верховенство на все территории РФ. Каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности перед Конституцией РФ. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Проекты Конституций, разработанных П. Пестелем и Н. Муравьевым, представит Бобкова Наталья.

В марте 1812 г. созданы два взаимосвязанных общества.

Северное общество в Петербурге (основатели Н.М. Муравьев и Н.И. Тургенев)

Южное общество на Украине (руководитель П.И. Пестель)

Программный документ

"Конституция"

"Русская правда, или Заповедная грамота Великого Народа Российского", служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правительства.

Цель

Уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавного правления.

Строй, законодательная власть, исполнительная и судебная власть

Конституционная монархия с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту – Народному вече, избиравшемуся на 6 лет с переизбранием каждые два года трети депутатов, и состоящему из Верховной думы (по 3 депутата от каждой державы и по 2 от области) и Палаты народных представителей (450 депутатов). Законодательная власть держав: Державное вече, избираемое на 4 года с ежегодным переизбранием четверти депутатов, состоящее из Державной думы и Палаты выборных. Высшая исполнительная власть – император, но его власть была ограничена, во главу была поставлена народная воля. Вводился новый гласный суд с присяжными и адвокатурой. Высший судебный орган – Верховное судилище, в державах – Державное, в уездах – Уездное. Низшая судебная инстанция – Волостной совестный суд.

Парламентская республика с президентской формой правления, где законодательным органом был парламент Народное вече (500 чел. на 5 лет). Исполнительная – Державная дума (5 чел.). Контрольная (блюстительная) власть – Верховный собор из 120 заслуженных граждан. Распорядительная власть – окружные, уездные, волосные наместные собрания. Исполнительная власть – окружные, уездные, волостные правления. Главы окружных и уездных наместных собраний – выборные посадники. Все местные органы власти избирались на год.

Федерализм

Монархия была разделена на 13 автономных провинций, в каждой был парламент, своя дума, которая подчинялась общему руководству центральной власти, но имела широкую автономию. Дума избиралась на основе цензового избирательного права.

Федерализм с широкой с широкой автономией провинций. Республика была централизованной.

Республика состояла из 10 областей и 3 уделов (Столичный, Донской, Аральский). Область состояла из 5 округов (губерний), которые в свою очередь состояли из 10–12 уездов, состоящих из волостей (до 2 тыс. мужского пола каждая).

Участие в выборах

500 рублевый имущественный ценз

Имущественный ценз при выборах отменялся. Избирательное право имеет все мужское население после 20–летнего возраста.

Характер преобразований

Либеральный

Радикальный, республиканский.

Право на землю

Право частной собственности на землю объявлялося священым, что давало возможность помещикам сохранить свои усадьбы, крестьяне же получали только 2 десятины пахотной земли.

Часть помещичьей земли конфисковывалась, крестьяне безвозмездно получали землю. В государстве должны были сочетаться частная и общественная формы собственности.

Национальный вопрос

Равенство всех национальностей, но все народы России должны слиться единый народ (искл. Польша).

Права собственности

Отмена привилегированных сословий в обществе. Упраздняла военные поселения и заменяла рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью. Свобода вероисповедания, свобода слова, печати, передвижения и др.

Провозглашал главный буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право личной собственности. Полная свобода занятий и вероисповеданий, свободу торговли.

Воплощение в жизнь любой из программ вело к переустройству общества по примеру буржуазно-демократических стран Европы.

С периода образования Конституции Пестеля и Муравьева прошло уже 179 лет, на протяжении которых развивалась конституционная мысль. За это время были приняты: Конституция Польши (царства Польши), Конституция Финляндии (княжества Финского), Манифест 17 октября 1905 г., Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924, 1936, 1977 гг., Конституция РФ 1993 г.

Рассмотрев Конституции Пестеля и Муравьева, можно установить, что высший орган власти – Вече, такой же как и Конституция РСФСР и СССР. На сегодняшний день мы видим более усовершенствованную форму правления. В отличие от Конституции Пестеля и Муравьева, наше государство является правовым. У нас широко развивается судебная власть, появляются Уголовный, Арбитражный и Конституционный суды. У Муравьева были предпосылки развития судебной власти, но, в отличие от Пестеля, у него монархическая форма правления. Помимо улучшения в высших органах власти, значительно возрастают экономический и политический уровни. Мы приближаемся к развитым странам и должны добиваться того, чтобы повышался социальный уровень, страна процветала.

С Конституциями 1918 и 1924 гг. нас познакомит Юрина Мария.

Конституция 1918 г. закрепила политическое устройство – провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форму правления - корпоративная республика, республика Советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства формально была провозглашена Федерация, фактически – это было смешанное унитарное государство.

После образования в 1922 году СССР, когда РСФСР стала его субъектом, была принята новая Конституция 1924 года.

Основной Закон 1924года прожил недолго. Но 13 лет, которые он действовал, были временем колоссальных изменений в обществе и государстве. Эти-то изменения, которые можно обобщить несколькими словами – построение основ социализма, – и являлись предпосылкой, притом объективной, создания новой Конституции. Были, очевидно, и некоторые субъективные факторы, а именно желание И. В. Сталина войти в историю не только в качестве вождя и учителя советского народа, но и великого законодателя. Не случайно в пропаганде и даже в научной литературе новый закон сразу стали величать Сталинской Конституцией. Правда, к этому были и определенные основания: руководитель коммунистической партии принимал непосредственное и активное участие в ее разработке.

Сравнительный анализ Конституции 1936 года и Конституции РФ 1961г. проведет Мухамедшина Нафиса.

Конституция 1936 года была плодом коллективного труда видных деятелей партии и Советского государства. Ее проект широко обсуждался населением, различными общественными государственными организациями, внесшими большое количество поправок, дополнений и предложений, определенная часть которых была учтена при окончательном редактировании текста закона в ходе работы 8 Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов. На съезде проект также обсуждался по-деловому, по существу. Очевидно, в силу всех этих обстоятельств, с точки зрения юридической техники, второй Основной Закон Союза отличался большим совершенством, а Конституция 1936 года являлась наиболее удачной из всех. Конечно, и в ней имеются определенные огрехи, в том числе терминологические. Так, например, глава 2, посвященная организации государственного единства, называется "Государственное устройство". Между тем, понятие государственного устройства, тождественное в русском языке государственному строю, конечно, шире формы государственного единства. Что касается вообще содержания Закона, то следует отметить большое отличие его от первой Конституции Союза. Если предыдущая Конституция была посвещенна одной главной проблеме – организации государственного единства СССР, – оставив другие вопросы республиканскому законодательству, то новая Конституция – документ уже всеобъемлющий. Мы видим здесь вопросы общественного строя, правового статуса граждан, избирательного права и пр.

Что касается существа закона, то в нем можно заметить большое отличие принципов организации государства от тех, которые были до сих пор. Фактически, Основной Закон от ленинского принципа отрицания разделения властей пришел к его признанию. Можно отметить и другие особенности, сближающие новую Конституцию с зарубежными буржуазными образцами. Конституция 1936 года прожила свыше сорока лет. За это время она многократно изменялась. Развитие Конституции можно проследить по литературе.

Конституция СССР 1936 года отнесла издание гражданского кодекса, как и некоторых других, к компетенции Союза, что явилось одним из проявлений централизации Советского государства. Тенденция к децентрализации, свойственная хрущевскому периоду, привела к тому, что право издания гражданского и других кодексов было возвращено союзным республикам. Однако потребность в единой политике по важнейшим отраслям права обусловила необходимость издания отраслевых актов общесоюзного значения. Такими актами, в частности, и стали Основы законодательства.

Но кодификация, начатая во второй половине 50–х годов, имела и свою особую цель. Она должна была зафиксировать законодательно “полную и окончательную” победу социализма. И действительно, в гражданском праве, создававшемся еще во времена нэпа и неоднократно подправлявшемся в силу развития экономики и общественных отношений в целом, требовалось подвести итог и создать кодификационный документ, отражающий новую эпоху.

В основах гражданского законодательства и принятых на их основе гражданских кодексах союзных республик нашел ответ старый спор о различении гражданского и хозяйственного права. Хотя совершенно очевидно, что отношения между социалистическими организациями внутри государственного сектора заметно отличались от отношений между гражданами и даже от отношений между другими юридическими лицами. Основы устанавливали, что все имущественные отношения в стране регулируются только гражданским правом и никакого хозяйственного права специально не выделяется. Гражданские кодексы республик развили положения, записанные в Основах.

На фоне общего беззакония в 1936 году был принят Основной закон страны – Конституция СССР. Многие положения Конституции, особенно касающиеся прав человека, на деле не имели механизма реализации, поэтому бездействовали и мирно сосуществовали с безжалостной репрессивной машиной, массовыми арестами, расстрелами. Конституция, как бы в насмешку над реальностью, провозглашала тайну переписки и неприкосновенность личности. Содержавшиеся в ней демократические принципы гласили: правосудие осуществляется судами, судьи независимы и подчиняются только закону.

Однако в это время в стране существовала полностью противоречившая Конституции система внесудебных органов, а сами судьи не были независимыми. “Правосудие” по политическим делам осуществляло Особое Совещание при ОГПУ (НКВД). В 1934 году ЦИК СССР принял постановление, которое предписывало заканчивать следствие по делам о террористических организациях и актах в десятидневный срок, рассматривать дела в суде без участия обвинения и защиты, а приговоры приводить в исполнение немедленно по их оглашению.

Сложившаяся в стране административно-командная система оказывала влияние на взаимоотношения наций и народностей. Под видом федерации утвердилось жесткое централизованное государство. Была искажена и национальная структура страны. В докладе о проекте Конституции Сталин говорил, что в СССР существует 60 национальных общностей, в то время как их было, по крайней мере, в два раза больше. Наркомат по делам национальностей был расформирован еще в 20-х годах. А созданный в 1936 году в составе Верховного Совета СССР Совет Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами.

Высшие органы власти, издавая директивы, меньше всего учитывали национальную специфику (географическое положение, климатические условия, особенности психологии). Так, например, в Чечено-Ингушетии крестьянство не приняло коллективизацию, но не из-за плохого отношения к колхозам, а потому, что в горных районах население проживало некомпактно и было кочевым. Здесь могли бы дать большую отдачу индивидуальные хозяйства, но они рассматривались как пережиток и считались “насквозь реакционными”. Первые восстания чеченцев и ингушей произошли в 1930 – 1932 годах. Обстановка на территории многонационального Северного Кавказа в течение 30-х годов оставалась напряженной.

Государственная система все увереннее вмешивалась в хозяйственную и другие сферы жизни наций, не считаясь с их спецификой и нуждами, не уважая национальные традиции, чем больно ранила национальное самосознание. Целью проводимой политики было слияние наций.

Из всего сказанного становится понятно, что советское общество 30-х годов не было гражданским, а государство – правовым. Человек, отчужденный от собственности, власти и управления страной, не мог быть личностью в правовом отношении.

Школа воспитывала учащихся в духе непримиримости к “врагам народа”. А ими нередко оказывались мать, отец, родственники, знакомые. Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить “врага”, что поощрялось руководством всех уровней. Система уничтожала то, что входит в понятие “свободная личность”: самостоятельность и независимость суждений, критичность, оригинальность, инициативность, творческое мышление. Люди становились простыми исполнителями, “средними индивидами”. Творческая личность нужна была системе ровно настолько, насколько она в эту систему вписывалась.

Из социалистического государства рабочих и крестьян, Россия стала демократическим федеративно-правовым государством с республиканской формой правления.

Ранее власть принадлежала в СССР трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. (Обратите внимание, что власть принадлежала трудящимся, мы знаем, что в Советское время терминов "не работать" и "не учиться" не существовало, все работали и все учились. И все было для трудящихся). А в наше время носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, (то есть уже нет такого ударения на трудящихся и, работай или не работай, если ты гражданин, то, фактически, являешься частью власти).

Можно наглядно представить, что власть – это некая “цепь” и звенья – это мы. “О, – думаем мы, – власть в моих руках, чего только можно не переделать”. И если бы и в самом деле каждый имел власть, и не зависел бы от органов власти, то горе бы миру от нашего своевластия. Но у закона на это есть свой ответ.

В пункте 2 статьи 3 провозглашается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы власти и органы местного самоуправления.

Из статьи 6 “Конституции СССР 1936 года” мы узнаем, что:

Земля, ее недра, воды, леса, заводы и фабрики, шахты и многое другое является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Опять же в первую очередь государство, а затем народ. И так почти везде, разбирая статьи (Конституции 1936 года СССР) мы видим, что везде делается упор на Советское правительство, государство, а о народе говорится в последнюю очередь. Сейчас главным является народ, а уж второстепенным, примыкающим к нему, правительство.

В СССР осуществлялся принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому по его труду”. Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: “кто не работает, тот не ест”.

Каждый человек, который знаком с нашей нынешней конституцией, реально осознает, что нынешняя конституция лояльнее к нам, гражданам РФ, и защищает права каждого.

Я считаю, что мы живем при справедливом конституционном строе, а уж если где и бывает несправедливость, так в любой системе бывает сбой, и мы тоже не застрахованы от этого.

А за какую конституцию ты?

Чем отличается Конституция США от Конституции РФ и в чем их сходство, нам расскажет Цихоцкая Мария.

Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако, конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Проблемный вопрос:

Можно ли Конституции времен Советской власти считать Конституциями правового государства или нет? Почему?

Перспективное задание для саморефлексии:

Что, по-вашему, можно и нужно изменить в Основном Законе нашего государства, чтобы можно было говорить, что в нашей стране в формировании ее правового поля принимают участие все политические силы и организации.