Цель – формирование “Я” — позиции в решении философской проблемы.
Задачи – используя групповой метод обучения, развивать логическое мышление, формировать самостоятельность мышления старшеклассников на основе имеющихся знаний и опыта в осмыслении и разрешении обсуждаемой проблемы.
Участники
Ход диспута
Приветствие участников:
Первое слово, которым встречают друг друга люди,-
“Здравствуйте!”
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы:
“Здравствуйте!”
Что особенного в том, что мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалось в мире?
Эти поэтические строки В.Солоухина напоминают нам о старом русском обычае здороваться даже с незнакомыми людьми, выражая таким образом уважение к ним.
Представление участников. Знакомство.
Ознакомление участников с условиями работы:
Диспут (лат. disputare – рассуждать, спорить)- коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта.
Правила диспута:
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Законы диспута:
Памятка участнику диспута:
Подготовительный к работе этап:
Игра для учащихся “Расскажи мне о себе”.
Учащимся предлагается осуществить самооценку – выбрать качества, присущие ему самому:
ОТКРЫТЫЙ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЩИТЕЛЬНЫЙ, КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЙ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫЙ, САМОУВЕРЕННЫЙ, СКЛОННЫЙ К ЛИДЕРСТВУ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, МЯГКИЙ, ПОСЛУШНЫЙ, УСТУПЧИВЫЙ, БЕСПЕЧНЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, МОЛЧАЛИВЫЙ, СЕРЬЕЗНЫЙ, СОВЕСТЛИВЫЙ, ПРАКТИЧНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ДЕРЗКИЙ, ЗАСТЕНЧИВЫЙ, НЕСМЕЛЫЙ, ПОЛАГАЮЩИЙСЯ НА СЕБЯ, СКЛОННЫЙ К ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ, ДОВЕРЧИВЫЙ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ, С РАЗВИТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ, ПРЯМОЙ, ОТКРОВЕННЫЙ, НЕУВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, ОБИДЧИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, КОНСЕРВАТИВНЫЙ, УМЕЮЩИЙ ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ, НЕОРГАНИЗОВАННЫЙ, СПОСОБНЫЙ СОЧУВСТВОВАТЬ.
Можно предложить учащимся охарактеризовать друг друга.
Тест для родителей “Правильная ли Ваша позиция по отношению к детям”.
ПОДСЧИТАЙТЕ ВАШИ БАЛЛЫ, ПОЛЬЗУЯСЬ ДАННЫМИ ТАБЛИЦЫ
№ | А | Б | В | Г |
1 | 3 | 0 | 2 | 1 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 0 | 2 | 1 | 3 |
4 | 1 | 3 | 2 | 0 |
5 | 2 | 3 | 0 | 1 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 1 | 0 | 2 | 3 |
8 | 3 | 1 | 2 | 0 |
9 | 1 | 3 | 2 | 0 |
10 | 0 | 2 | 1 | 3 |
11 | 3 | 2 | 1 | 0 |
12 | 2 | 1 | 3 | 0 |
В соответствии с суммой баллов вы можете определить, какова ваша позиция по отношению к вашим детям.
МЕЖДУ 25 и 36. Вы, наверное, думаете, что весело проводите время с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля собственных детей, позабыв о своей роли наставника. В результате, как считают психологи, подспудно у детей возрастает нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своих детей.
МЕЖДУ 24 и 14. Ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же правильно с вами держаться. Вы явно стараетесь им во всем потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
МЕЖДУ 13 и 0. Так держать! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети вас любят, уважают и, главное, видят в вас любящего и надежного родителя.
Обсуждение вопросов диспута.
- Тебе 15-17 лет. Много это или мало?
“Много” - так как детство уже прошло, много требований со стороны взрослых, большая ответственность за свои поступки.
“Мало” - так как все жизненные трудности еще впереди, недостаточно знаний для взрослой жизни, материальная зависимость от родителей.
- Что мешает и что способствует становлению твоей собственной жизненной позиции?
“Мешают” окружающие люди, которые навязывают свое мнение, родители давят своим авторитетом.
“Способствует” жизненный опыт собственный и родителей, советы опытных людей, в том числе учителей, учеба, СМИ.
- С чем в жизни Вы не можете мириться и почему?
Несправедливость, предательство друзей, ложь, лицемерие, жестокость, подлость.
- Как вы относитесь к мнению, что милосердие, долг, любовь, честь являются якобы устаревшими добродетелями?
Это ценности на все времена, все зависит от человека.
- Определенная часть людей понятие “смысл жизни” подменяет понятием “уметь жить”. Как Вы к этому относитесь?
“Смысл жизни” - то, ради чего живет человек, идея, цель, благодаря чему человек раскрывается как личность. “Умение жить” - приспособленчество.
- Какая точка зрения тебе ближе: “Мечты хороши лишь для детей, а для взрослых должна быть трезвая оценка своих реальных способностей и возможностей”. “За мечту надо бороться всю жизнь, только реализовав ее можно стать личностью”?
- Разум или чувства. Что важнее.
Подведение итогов диспута. Выводы для себя.