Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Разработка урока внеклассного чтения по литературе Образ М.Ю. Лермонтова в сказе кубанского писателя В.А. Попова Правильный поручик. 9-й класс

Добавлено: 2014.10.17
Просмотров: 430

Герасимова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: показать, как представлен образ великого поэта М.Ю. Лермонтова в творчестве кубанского автора.

Задачи.

  1. Продолжить воспитание любви к родному краю, его истории; помочь учащимся определить те черты личности, которые издавна почитаемы в народе.
  2. Образовательная и развивающая: открыть учащимся М.Ю. Лермонтова как человека, резко отличавшегося от своих сослуживцев.
  3. Продолжить формирование умения анализировать текст.
  4. Расширить понятие о сказе, как о литературном жанре.
  5. Активизировать интерес учащихся к литературе родного края.
  6. Методические приемы организации урока: слово учителя, выразительное чтение учащихся, сообщение учащихся, беседа.

Оборудование урока.

1. Мультимедиапроектор

2. “Электронная энциклопедия России (862-1917 г.)”, “Кавказская война” (Карта военных событий на Кавказе).

3. Слайды “Виды Кавказа”.

4. Рисунки Лермонтова:

5. Портрет В.А. Попова”.

6. В.А. Попов “Кубанские сказы”.

7. Раздаточный материал: сказ В.А. Попова “Правильный поручик”.

Ход урока

I. Вступление.

Слово учителя, сопровождаемое сообщениями учащихся.

В 1837 году автор стихотворения “Смерть поэта” обличавший в смерти А.С. Пушкина всех, кто “жадною толпою” стоял у царского трона, М.Ю. Лермонтов, был сослан на Кавказ. Почему же именно на Кавказ?

Сообщение учащегося.

Вначале XX века в состав Российской Империи вошла опустошенная нашествиями турок и персов Грузия. Это активизировало борьбу Турции и России за Северо-Западный Кавказ, ставшей естественной преградой между Российской Империей и присоединенными территориями. Не хотели усиления позиций России на Северо-западном Кавказе также Англия и Франция. Под их влиянием Турция активизировала подготовку к войне, развернула широкую антирусскую деятельность, призывая горцев к борьбе против “неверных”, то есть не исповедующих ислам. Началась страшная война. Иногда из Анапы в горные аулы отправлялось одновременно до трехсот турецких мулл и агентов, которые призывали внезапно нападать на русские укрепления, вырезать русских по одному, вылавливая на дорогах, за стенами крепости. Против горцев одна за другой назначались ответные карательные акции. Бурсак разорил 18 шапсугских аулов.

Это была затяжная, очень жестокая война, несмотря на то, что рядовые солдаты и небогатые горцы войны не хотели и во многом находили общий язык, выстрелы продолжали греметь. Каким был Кавказ во времена Лермонтова мы можем сделать вывод, обратив внимание на “Карту военных событий на Кавказе”, она же подскажет нам и то, насколько опасен был путь М.Ю. Лермонтова к месту службы. Красными линиями отмечены на ней места жестоких сражений. (Демонстрация карты).

Поручик Лермонтов, к которому уже тогда пришла слава поэта к месту ссылки ехал по ставропольскому шляху1, соединявшему Ростов-на-Дону с городом Ставрополем. Дорога пролегала через Екатеринодар, нынешний Краснодар, Темрюк, Тамань.

На Кавказе поэт бывал и в детстве. Именно здесь, на минеральных водах Пятигорска, он нашел спасение от тяжелого недуга. Навсегда поэт полюбил “синие горы Кавказа” (демонстрация слайдов, “Окрестности Пятигорска”, “Эльбрус”, “Большой Кавказ”, “Малый Кавказ”, “Горный аул”, “река Лаба” ), “пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают”, кавказцев, живущих как “вольные птицы” и сделал вывод, “что все в этом крае прекрасно”. Кавказ широко отражен в его рисунках: “Горец”, “Тамань. Дорога над обрывом 1837”, “Пятигорск”, “Тифлис”. (демонстрация рисунков).

Прибыв на Кавказ в качестве ссыльного офицера, поручик Лермонтов сразу обратил на себя внимание своей непохожестью на других, нежеланием приспосабливаться к тем нравам и обычаям, которые сложились в среде офицеров. Об этом периоде жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова осталось много противоречивых воспоминаний и исследований.

Слово учителя. Мы сегодня познакомимся со сказом кубанского автора В.А. Попова “Правильный поручик”, в котором говорится о службе поэта Лермонтова на Кавказе.

Но сначала давайте познакомимся с автором сказа?

(На экране портрет В. Попова).

Сообщение учащихся.

Имя писателя Василия Алексеевича Попова широко известно на Кубани, как автора тридцати изданных книг. Самые известные из них “Замок железного рыцаря”, “Республика пяти звезд”, “Зрелость”, “Ты за все в ответе”, “Кубанские сказы” написаны живо, впечатляюще, их сюжеты захватывают читателя с первых страниц.

Василий Алексеевич объездил всю Россию, хорошо знал жизнь, имел много друзей.

В молодости он работал на нефтепромыслах, потом закончил летную школу ВВС, служил в средней Азии, воевал с басмачами, был тяжело ранен, и о службе в армии на время пришлось забыть. Его отправили работать в газету, назначение на новую работу он принял с большой радостью, ибо к перу его тянуло с юношеских лет. В.А. Попов работал в газетах Горьковской области, в Подмосковье, но никогда не забывал родную Кубань, родную Тамань.

На третий день ВОВ летчик Василий Попов оборонял небо Москвы. Война подсказала ему сюжеты многих произведений. После второго тяжелого ранения он вновь пошел работать в газеты. Теперь он сотрудничал в газетах “Советская Кубань”, “Комсомолец Кубани” и вплотную занялся работой над новыми книгами, занялся организацией литературного музея в городе Краснодаре.

В 1992 году В.А. Попов умер, оставив после себя добрую память и более тридцати книг.

Василий Алексеевич очень гордился тем, что родился в городе Тамани, где великий русский поэт Лермонтов пережил необыкновенное приключение, которое описал в повести “Тамань”, тем, что половину творческого пути М.Ю. Лермонтов провел на Кавказе. Попов изъездил те места, где служил поэт, представлял его скачущим на коне, стреляющим во врага. Постепенно у него созрело решение написать сказ о поручике Лермонтове.

Слово учителя. Так почему же он решил писать именно сказ? Какие возможности давал этот жанр писателю?

Ответы учащихся.

II. Задание учащимся.

Прослушав сказ, определить его главную мысль

III. Знакомство с содержанием сказа (читает хорошо подготовленный учителем учащийся)

IV. Беседа с учащимися.

1. Перед вами портрет Лермонтова, созданный им самим. Сравните его с описанием внешности поручика, которое дает герой – рассказчик, старый солдат?

2. Каким вы представляете поэта, прочитав сказ?

3. Какие черты характера поручика обратили на себя внимание солдата в первую очередь?

4. Почему о “маленьком худощавом” “новом офицере” солдаты говорят только с уважением, а другого офицера называют не иначе как…?

Какой смысл заключает слово “князек”?

5. Какие поступки офицера завоевали у солдат к нему особое уважение?

6. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как относились к горцам русские солдаты”?

7. Как вы понимаете слова “лихие джигиты”?

8. Сравните взгляды на войну с горцами “правильного поручика” и простых солдат.

9. Как отмечает автор тягу к свободе главного героя?

10. Каким остался в памяти солдат и казаков поручик Лермонтов?

11. Какая мысль сказа главная, как она связана с заголовком произведения?

V. Заключительное слово учителя.

Как вы уже заметили, ребята, небольшой по объему сказ В. Попова “Правильный поручик” вместил в себя не только интересные эпизоды из жизни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на Кавказе, но и показал основные черты его характера в восприятии народа. Наблюдательные, смелые, презиравшие трусов, очень острые на язык наши предки сразу подметили, “что иногда страшно становилось от его взгляда, столько в нем было тоски”, “убедились солдаты, что поручик не трус, а храбрый до отчаянности”, справедливый, ненавидевший насилие человека над человеком, уважающий достоинства даже тех, против кого воевал. Светлую память о Лермонтове-офицере кубанские казаки свято хранят и по сей день.

Всем, кто хочет узнать, как представлен образ Лермонтова, его творческий путь в творчестве кубанских авторов, я рекомендую прочитать следующие книги:

1. Николай Валенгурин “Дорога к лукоморью”, Краснодарское книжное издательство 1978 год.

2. Соловьев В.А. “Лермонтов на Кубани”, Краснодар 1998 год.

Используемая литература

  1. В. Попов “Кубанские сказы”, Краснодарское книжное издание 1968 г.
  2. В. Ратушняк “История Кубани”, Краснодар 2000 год.
  3. Николай Валенгурин “Дорога к лукоморью”, Краснодарское книжное издательство 1978 г.