Тема изучается в течение двух уроков.
Первый урок. Климат Южной Америки.
Второй урок. Внутренние воды Южной Америки.
Цели и задачи урока:
Оборудование и дидактические материалы:
1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.
2. Карты географического атласа (7 класс):
А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.
В) “Южная Америка”. Климатическая карта.
3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”
4. Раздаточный материал:
Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.
Содержание инструктивной карточки
Тема урока: Климат Южной Америки.
Для выполнения заданий вам потребуются:
1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.
2. Карты географического атласа (7 класс):
А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка. Физическая карта”.
В) “Южная Америка. Климатическая карта”.
3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”
Алгоритм работы с электронным учебником:
меню - материки – Южная Америка – Климат - Самый влажный материк
При выполнении задания из электронного издания использовать: тематические карты, видеоролики, практическое задание №3, климатограммы.
Выполнение задания
1. Нанесите на контурную карту климатообразующие факторы: одной коричневой линией покажите основное направление Анд; обведите линии экватора и тропика. С помощью стрелок покажите направление господствующих ветров. Стрелками красного и синего цвета покажите направления теплых и холодных течений у берегов Южной Америки (подумайте, какое влияние будет оказывать на климат побережья каждый из этих типов течения). Правильность выполнения вы можете проверить, выполнив задание №3 в разделе “Практика”.
2. Ознакомьтесь с климатической картой в разделе “Климат”, надпишите на контурной карте названия климатических поясов и областей.
3. Выберите курсором климатическую диаграмму в экваториальном климатическом поясе, щелкните один раз левой клавишей мыши по ней. Климатограмма увеличится в размере, проанализируйте ее, на контурной карте в экваториальном климатическом поясе сделайте следующую запись: Лето: 1) укажите индекс основной воздушной массы, формирующей здесь климат летом; 2) среднюю летнюю температуру воздуха; 3) влажно или сухо (зависит от количества осадков в этом сезоне). Ваша запись должна выглядеть так: Лето: ЭВМ, Т ср. +24, влажно. Эти же действия выполните для зимы: Зима: …. Далее напишите Осадки:… (укажите сумму осадков за год и их режим).
4. Аналогичные действия выполните для субэкваториального климатического пояса. Обратите внимание, что этот климатический пояс находится в двух полушариях
(северном и южном) и климат в них будет различаться по сезонам. Проанализируйте климатограмму и определите субэкваториальный климат какого полушария она характеризует. Сделайте запись в соответствующем климатограмме полушарии. Сделайте запись для этого же климатического пояса в противоположном полушарии. Чем они различаются?
5. Внимание!!! Следующим характеризуете умеренный климатический пояс.
6. Если вы выполнили все предыдущие задания, и у вас осталось более 10 минут, вы молодец!!! Запишите характеристику климата тропического климатического пояса (климат высокогорий не описывайте).
Проанализируйте графический конспект и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
Ход урока
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин
Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.
Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые вопросы из ранее пройденных тем, которые пригодятся нам при изучении нового материала:
Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:
Этап 2. Операционно-исполнительский. 25-30 мин
Учитель: Сегодня вам предстоит выполнить новый вид работы: составить графический конспект на контурной карте, т.е. показания с клитатограммы вы будете записывать на контурной карте в соответствующем климатическом поясе, составляя таким образом его характеристику. Дальше вам предстоит проанализировать этот графический конспект и сформулировать ответы на вопросы в конце инструктивной карточки (устно или письменно), а затем ответить устно.
Для субтропического климатического пояса климатораммы не даны.
Характеристика климата этого климатического пояса пойдет домашним заданием. Для выполнения этого домашнего задания используйте учебник и карту атласа “Южная Америка. Климатическая карта”.
Графический конспект, который вы сегодня выполните, пригодится вам еще на следующем уроке при изучении темы “Внутренние воды” для характеристики водного режима рек.
Выполнение заданий:
1. Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием и картами атласа по инструктивным карточкам.
2. Составление графического конспекта на контурной карте.
3. Отвечать на вопросы в инструктивной карточке.
Дополнительное задание (для тех, кто раньше других справился с работой):
Задание № 3 из раздела “практические задания” в электронном издании
Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 5-10 мин
Фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности выводов о причинах формирования двух климатических областей в умеренном климатическом поясе.
Если осталось время, обсудить дополнительный 5-тый вопрос из инструктивной карточки. В ином случае этот вопрос идет как задание на дом и обсуждается в начале следующего урока.
Контурные карты с графическими конспектами собираются на проверку.
По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме этого каждый ученик получит отметку за графический конспект на контурной карте (см. приложение №1).
Второй возможный вариант выполнения работы – это при анализе климатограмм заполнять таблицу Характеристика климатических поясов материка Южная Америка
Название климатического пояса (области) | ГП пояса | Воздушная масса | Средняя Температура воздуха | Влажность (осадки) | Сумма осадков за год, режим осадков | Особенности климата | |||
Зима | Лето | Зима | Лето | Зима | Лето | ||||
Экваториальный | ЭВМ | ЭВМ | +26 | +26 | влаж- но | влаж- но | 2860 мм. Равномерно | Весь год жарко и влажно | |
Субэкваториальный | |||||||||
Тропический | |||||||||
Субтропический | |||||||||
Умерен-ный влажный | |||||||||
Умерен-ный сухой |
Цели и задачи урока:
Оборудование и дидактические материалы:
1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.
2. Карты географического атласа (7 класс):
А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “Южная Америка”. Физическая карта.
3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на первом уроке графическим конспектом .
4. Компьютерный тест.
5. Раздаточный материал:
Инструктивная карточка с заданиями и вопросами.
Содержание инструктивной карточки
Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.
Для выполнения заданий вам потребуются:
1. Учебное электронное издание “География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов.
2. Карты географического атласа (7 класс):
А) “Климатические пояса и области мира”
Б) “ Южная Америка”. Физическая карта.
3. Контурная карта “Южная Америка. Климатические пояса и области”, с выполненным на ней на предыдущем уроке графическим конспектом по климату.
Алгоритм работы с электронным учебником:
Меню – материки – Южная Африка – внутренние воды. Амазонская низменность
Использовать при работе текст, карты и видеоролики
1. На контурной карте “Южная Америка. Физическая карта” надпишите названия рек: Амазонка и ее крупные притоки, Ориноко, Парана.
2. Анализируя карты атласа, информацию электронного учебника и ваш графический конспект на контурной карте по климату Южной Америки, заполните таблицу.
Характеристика рек Южной Америки
Название реки | Крупные притоки | Характер течения | Основной тип питания | В каких климати-ческих поясах протекает, режим выпадения осадков в них ( по сезонам: зима, лето). | Режим реки (сроки половодья и межени) | К бассейну какого океана относится |
Амазонка | ||||||
Ориноко | ||||||
Парана (доп. задание) |
|
3. Проанализировав свою таблицу, текст и карты электронного учебника, сформулируйте ответы на следующие вопросы (если в конце урока тестирование не предусмотрено, ответы записывают в тетрадь)
3. Закройте тетрадь и протестируйтесь
Задание на дом: Параграф 43. На контурной карте подпишите: Озера: Маракайбо, Титикака. Водопады: Игуасу, Анхель.
Реки: Мараньон, Укаяли, Мадейра, Риу-Негру, Парагвай.
Ход урока
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный. 5 мин
Учитель сообщает тему, задачи урока, раздает учащимся инструктивные карточки.
Актуализация знаний: фронтальная беседа по вопросам:
фронтальная беседа по вопросам:
Этап 2. Операционно-исполнительский. 20 минут.
Индивидуальная работа за компьютером с учебным электронным изданием, картами атласа, графическими конспектами по климатическим поясам Южной Америки используя инструктивные карточки. карточкам. Заполняют предложенную им таблицу.
Этап 3. Рефлексивно-оценочный. 15 минут.
Компьютерное тестирование.
По результатам компьютерного тестирования отметки выставляются в журнал, кроме того, каждый ученик получит отметку за составленную им таблицу.
Или фронтальная работа: проверка ответов на вопросы в конце задания, обсуждение правильности заполнения таблицы.
Таблицы собираются на проверку.
По результатам фронтального опроса выставляются отметки в журнал, кроме, того, каждый ученик получит отметку за работу с таблицей и контурной картой.
Тест по теме “Климат и внутренние воды материка Южная Америка”.