Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Тема урока Исчезающая фауна Каратузского района. 7-й класс

Добавлено: 2014.10.12
Просмотров: 328

Маскаева Анастасия Васильевна, учитель

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: виртуальная экскурсия.

Цели урока:

Методы: диалогический, проблемный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, Красная книга РФ, Красная книга Красноярского края, Книга “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” .

Ход урока

1. Организационный момент.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!
(Б. Дубровин)

2. Постановка учебной задачи.

(Презентация. Слайд 1) Сегодня мы совершим экскурсию по страницам книги “Редкие и малочисленные животные Каратузского района”, но экскурсия необычная, а виртуальная!

Тема нашего занятия “Исчезающая фауна Каратузского района”

3. Работа над темой занятия.

(Слайд 2) Ребята, а вы знаете, что процесс вымирания видов животных резко ускорился. Многие стали чрезвычайно редкими или находятся на грани исчезновения. Число видов, навсегда исчезнувших с лица земли или близких к вымиранию, из года в год увеличивается. По оценкам Международного союза охраны животных (МСОП), опасность полного исчезновения угрожает в настоящее время:

(Слайд 3) В России Красная книга появилась в 1978 году, последнее переиздание датируется 2000 годом. В Красноярском крае есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книг), а также на основе этой книги в 2001 году составлена книга “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” (показ книги) .

Путешествовать мы с вами будем по станциям, каждая остановка – это один из классов животных.

1. Ребята, ответьте, какой класс животных самый многочисленный на нашей планете (Слайд 4)? Среди всего этого многообразия много редких и исчезающих видов, давайте посмотрим, какие виды являются редкими в нашем районе (Слайд 5–13).

А вы знаете, что жук-носорог способен передвигать груз в 850 раз превышающий вес самого жука. Если бы человек, весящий примерно 70 кг, обладал силой жука-носорога, он свободно бы двигал несколько железнодорожных вагонов весом в 70 тонн!

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов. (Учитель заслушивает, корректирует ответы).

2. Ну, что отправляемся в дальнейший путь, следующая остановка – класс Рыбы (Слайд 14).

В мире известно 32 834 видов рыб. Каждый год описывается около 300–500 новых для науки видов. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.

Назовите, пожалуйста, главную водную артерию Каратузского района?

Среди многообразия рыб реки Амыл, есть виды, которые относят к редким, давайте посмотрим (Слайд 15-17)

Вы знаете, что ленок – хищная рыба, крупные особи, которых могут даже заглатывать мышей, землероек и лягушек, а осетр может достигать в длину 6 метров и иметь вес около 816 кг, а также изображение этой рыбы часто используют на гербах городов, например Жиганска и Балтийска.

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы).

3. Вот мы и добрались до следующей остановки. Класс земноводные. (Слайд 18)

Давайте посмотрим на животных этого класса, которые относятся к редким (Слайд 19–21). И послушайте несколько интересных фактов о жизни этих животных:

К сожалению, специальные меры охраны вида в крае и районе не разработаны. Прежде всего, необходимо изучить пространственное распределение и выявить ключевые участки обитания. Уже сегодня на озёрах, где обитает вид, следует усилить режим охраны вплоть до создания специализированных микрозаказников.

4. Ребята, посмотрите, а это представитель класса пресмыкающиеся (Слайд 22) – узорчатый полоз, он тоже редкий и численность его резко сокращается, в случае опасности кончик хвоста этого животного вибрирует и, ударяясь о твердые предметы, издает характерный треск.

5. Переходим к следующей остановке – класс Птицы (Слайд 23).

В пределах Красноярского края зарегистрировано около 370 видов птиц 19 отрядов. Из них в Красную книгу Красноярского края занесено 76 видов и подвидов или 20,5 % от общего состава. Орнитофауна бассейна реки Амыл, прилегающих территорий Западного Сояна и юго-восточной части Минусинской котловины в пределах Каратузского района, по предварительным данным, включает более 200 видов и подвидов птиц, в том числе 42 из них занесены в краевую Красную книгу. В приложение Красной книги Красноярского края внесено еще 18 представителей фауны птиц района. От общего числа видов это составляет 30 %, что свидетельствует о высоком уровне угроз для существования птиц, обитающих на территории Каратузского района.

Давайте посмотрим, какие птицы являются редкими на территории Каратузского района. (Слайд 24–35)

На прошлом занятии я просила вас найти интересные факты о редких птицах Каратузского района, давайте послушаем, кто какие факты выяснил. (Заслушивание сообщений учеников.)

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы.)

6. И, вот, впереди последняя остановка – класс Млекопитающие (Слайд 36).

Давайте посмотрим (Слайд 37–49).

А теперь давайте послушаем, какие интересные факты из жизни этих животных вам удалось найти. (Заслушивают мини-сообщения.)

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы.)

Закрепление.

Вот и подошла к концу наша экскурсия, в завершении я хотела бы предложить вам выполнить небольшой диктант, вы должны ответить + “Да” или – “Нет”, время выполнения 2–3 минуты. (Тест представлен на экране монитора.)

  1. Наибольшая опасность исчезновения угрожает видам птиц.
  2. Красная книга создается с целью сохранения биологического разнообразия видов растений, животных и грибов.
  3. В Каратузском районе нет книги, в которую занесены виды животных, подлежащие охране.
  4. Окунь, щука, хариус – виды, относящиеся к редким и исчезающим в нашем районе.
  5. Зеленая жаба, обыкновенный тритон, сибирская лягушка – виды, относящиеся к редким и исчезающим в нашем районе.
  6. Черный аист периодически встречается на территории Каратузского района.
  7. Горный баран – аргали, красный волк – виды животных, часто встречающиеся на территории Каратузского района.

Теперь, ребята, давайте вы обменяетесь в паре своими тестами и осуществим взаимопроверку. Правильные ответы показаны на мониторе (Слайд 50).

Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.

Я надеюсь, что сегодня вы для себя сделали правильные выводы, я хотела бы прочесть несколько строк ученицы нашей школы Кропачевой Надежды (Слайд 51):

Защити, ты, природу,
Защити, милый друг,
От тебя же зависит,
Что будет вокруг!!!

(Выставление оценок.)

Домашнее задание: составить кроссворд по теме “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” (Слайд 52).

Информационные источники:

  1. Красная книга Российской Федерации (животные). – М: АСТ Астрель, 2001. – 862 с.
  2. Красная книга Красноярского края / Е.Е. Сыроечковский, Э.В. Рогачева, А.П. Савченко, Г.А. Соколов, А.А. Баранов, В.И. Емельянов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. – 254 с.
  3. Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса, – Красноярск: издательство “Платина”, 2007.-104 с., ил.
  4. Редкие и малочисленные животные Каратузского района/отв. Ред. сер. К.И. Распопин, отв. Ред. Вып. М. Н. Смирнов; Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2001. – 236 с.
  5. http://redbook24.ru
  6. http://ru.wikipedia.org