Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Формирование творческой компетенции учащегося на примере третьего урока физкультуры - танец

Добавлено: 2014.10.02
Просмотров: 458

Кущева Карина Леонидовна, учитель хореографии

Уже более 10-ти лет в нашем лицее третий час физической культуры отдан предмету, который называется хореография. Для этого у нас оборудован танцевальный зал с зеркальными стенами, специальным полом, телевизором, DVD, фортепиано, видеотекой, минимальным набором репетиционных костюмов и другим необходимым для занятиями танцем. Уроки хореографии посещают все учащиеся лицея 1 час в неделю, независимо от наличия у них специальных физических данных, хореографической культуры и начальных навыков в искусстве танца.

Предмет " хореография" к сожалению так и не вошел в сетку обязательных предметов, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов и психологов. Полностью согласна с такими педагогами, как Щербакова Н.Н., Гапоненко О. В., Бочкарева Н.И., Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О. В. и др., которые считают, что танец является уникальным видом искусства и необходим для полноценного развития учащихся. Танец, это богатейший источник эстетических впечатлений ребенка. Сверхзадача данного предмета в общеобразовательном учреждении – познакомить учащихся с этим видом искусства, как теоретически, так и практически, и таким образом расширить их кругозор. Важно показать, что каждый ребенок может чувствовать себя гармонично и уверенно на таком необычном предмете. Доказать каждому учащемуся, что он может красиво двигаться и найти свое место в каком-либо из направлений хореографии.

Исходя из всего выше сказанного, я ставлю перед собой следующие цели:

  1. Развитие физических способностей учащегося в сотрудничестве с педагогами физической культуры.
  2. Развитие гармоничного художественного, эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения.

Для достижения целей необходимо поставить ряд задач:

1. Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о хореографии (с помощью ТСО);
  2. Расширить знания и сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
  3. Ознакомить учащихся с классической музыкой.

2. Развивающие:

  1. Развить эмоциональную выразительность, ассоциативную память;
  2. Научить слушать и слышать музыку и передавать ее через движение;
  3. Укреплять косно-мышечный аппарат;
  4. Развивать силу, выносливость, координацию.

3. Воспитательные:

  1. Воспитать художественный вкус, воображение;
  2. Через танец сформировать правильные понятия об отношении к противоположному полу.

Занятия танцем формируют правильную осанку, развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и всего тела, грацию и выразительность. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

С учетом того, что многие дети имеют индивидуальные противопоказания к определенным движениям, связанные с заболеваниями (язва желудка и 12-п.к., слабое зрение, заболевания опорно-двигательного аппарата, ВСД и др.), некоторые упражнения упрощаются или заменяются другими, подобранными педагогом специально для таких детей.

На занятиях хореографии необходимо ставит упор на ряд упражнений, которые являются профилактикой плоскостопия, ставшей очень актуальной в последнее время. Считаю необходимым заострять внимание детей, на правильном положении корпуса при выполнении любых движений, упражнений, комбинаций и т.д., что способствует формированию правильной осанке.

Говоря о художественно-эстетической стороны хореографии, нужно сказать, что занятия учат понимать и создавать прекрасное, развивают мышление и фантазию, дают гармоничное развитие. Дети развивают чувство ритма, учатся слушать, слышать и понимать музыку. Для развития всего выше перечисленного необходимо особо тщательно подбирать упражнения. К ним относятся различные игры, ритмические "машинки" и пластические этюды, которые вызывают живой интерес у детей.

Так же необходимо обращать пристальное внимание на нравственное воспитание и привитие основ этикета ученикам. На уроках необходимо корректировать и выстраивать взаимоотношения между мальчиком и девочкой. Воспитывать мужество, силу, ответственность у юношей и скромность, нежность и целомудрие у девушек. В этом очень помогают парные танцы, такие как романтический блюз, народные танцы и историко-бытовые. В парных танцах мальчики учатся правильно обращаться к девушке, вести партнершу в танце, быть ответственным за нее, мужественным и многому другому. Девушки в свою очередь понимают, что нежность, скромность и женственность гораздо интереснее и привлекательнее юношам, нежели фривольность, распущенность и грубость.

Танец имеет огромное значение, как средство воспитания национального самосознания. На уроках дети получают сведения о танцах разных народов мира. Знакомятся с различными эпохами, великими именами, трудившимися и отдавшими всю свою жизнь этому виду искусства. Мне кажется это столь же необходимо, как изучение истории мира, мировой художественной культуры. Каждый народ имеет свои танцы, в которых отражены его душа, история, обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, песен, традиций, ибо это усиливает патриотизм и любовь к своим предкам и родине.

Хореографические навыки, которые учащиеся приобретают в лицее, помогают чувствовать себя гораздо увереннее, утвердиться в социуме как личности. Танец в жизни лицеистов стал неотъемлемой частью. Он сопровождает их во всех внутрилицейских мероприятиях, таких как: КВН, последний звонок, спортивные праздники, новый год, 8 марта, 9 мая, встречи гостей, ветеранов и др. Танец выходит и за рамки лицея. Например, в летних лагерях или на лицейских слетах, где ребята показывают свои танцевальные умения и пробуют себя в качестве постановщиков танцевальных номеров, организаторов. Танец идет вместе с учащимися на протяжении всей жизни. Сейчас вырос большой интерес к свадебному танцу. Где танец рассматривается не как простое перемещение пары на одном месте, а как отдельный номер, который жених и невеста готовят заранее в качестве подарка гостям. Юбилеи, большие застолья, праздники и многие другие мероприятия всегда проходят в сопровождении танцев.

На мой взгляд, этот предмет является необходимым в сетке расписания занятий. Конечно, одного часа в неделю недостаточно, но даже за это время учащиеся получают много полезного и интересного. Рассмотрев значение танца с разных сторон, можно сказать, что этот вопрос бесспорно должен быть поднятым педагогами хореографии и физической культуры.

План-конспект урока по хореографии. 6-й класс.

Тема урока: Русский Народный Танец.

Цель урока:

Задачи урока:

Тип урока: Комбинированный.

Используемые материалы и оборудование: DVD проигрыватель, магнитофон, CDдиски, DVDдиски, иллюстрации.

План урока:

  1. Организация учащихся. 1 мин.
  2. Основной этап урока. 43 мин.
    – беседа 5 мин.
    – просмотр и анализ видео материала 5 мин.
    – разучивание основных элементов русского народного танца 33 мин.
  3. Заключительная часть урока. 1 мин.

Ход урока

1. Организация учащихся.

– Построение.
– Приветствие (поклон).
– Сообщение задач урока.

2. Основной этап урока.

Беседа.

– Почему танец называется народным, что вкладывает человек в процесс рождения того или иного танца?
– Какие русские народные танцы вы знаете?
– Что вы можете сказать о русском танце "хоровод". Почему он так называется, что способствовало его появлению, разновидности хоровода?
– Что такое плясовые танцы?
– Что такое кадриль?

Просмотр и анализ видео материала.

Для знакомства с народным танцем, учащимся предлагается просмотр плясовых танцев (русских, украинских народов) Государственного Академического Ансамбля под руководством Игоря Моисеева, а так же танец “Хоровод” Государственного Академического Ансамбля "Березка".

После просмотра необходимо проанализировать танцы, обратив внимание на характер музыки, на национальные инструменты, на народный костюм.

Разучивание основных элементов русского народного танца.

Учащиеся выстраиваются на середине класса в шахматном порядке.

3. Заключительная часть урока.

Подведение итогов. Поклон.

План-конспект урока по хореографии. 7-й класс.

Тема урока: Историко-Бытовой танец. Вальс.

Цель урока:

Задачи урок:

Тип урока: Комбинированный.

Используемые материалы и оборудование: DVD проигрыватель, DVD диски, CD диски, магнитофон, иллюстрации.

План урока:

  1. Организация учащихся. 1 мин.
  2. Основной этап урока. 43 мин.
    – Беседа. 1 мин.
    – Прослушивание музыкального материала. 1 мин.
    – Просмотр и анализ видео материала. 13 мин.
    – Разучивание основных элементов вальса эпохи 18-19 вв. 37 мин.
  3. Заключительная часть урока. 2 мин.

Ход урока

1. Организация учащихся.

– Построение.
– Приветствие (Поклон).
– Сообщение задач урока.

2. Основной этап урока.

Рассказ учителя об истории возникновения вальса:

Прослушивание музыкального материала.

Для того чтобы настроить учащихся на тему вальса, необходимо послушать несколько произведений, разных по характеру. Например, “Вальс-метель” Свиридова, “Вальс цветов” П.И. Чайковского, вальс из сюиты “Маскарад” А. Хачатуряна.

В процессе прослушивания, учитель вместе с учащимися разбирает и анализирует музыку.

Просмотр и анализ видео материала.

Для того чтобы учащимся наглядно продемонстрировать легкость, полетность, нежность вальса, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в паре, прекрасно подойдут фрагменты из фильмов “Война и мир” Сергея Бондарчука и “Сибирский Цирюльник” Никиты Михалкова.

Разучивание основных элементов вальса.

– Разучить положение корпуса, рук, позиции ног (учащиеся стоят по кругу, лицом в круг);
– Разучить основной шаг вальса по кругу, по одному;
– Разучить вальсовую дорожку (променад) по одному (по линии диагонали);
– Разучить поклоны, женский и мужской (для этого учащиеся становятся в шахматном порядке).

3. Заключительная часть урока.

Подведение итогов. Поклон.