Цель: подвести учащихся к пониманию нравственного смысла, проблематики и художественного своеобразия очерка; совершенствовать навыки анализа художественного текста.
На доске запись:
Человек создан для счастья, как птица для полета.
В. Г. Короленко
Оборудование: портрет В. Г. Короленко; выставка книг писателя.
Работа по теории литературы:
Словарная работа:
С. И. Ожегов
Учитель. Что вам показалось самым достойным в личности и жизни В. Г. Короленко?
Ученики высказывают свои мнения.
Учитель. Какое главное личностное качество сумел сохранить писатель, несмотря на долгие годы лишений, ссылок, гонений?
Оптимизм, веру в человека, в лучшее будущее, жизнерадостность.
Учитель. Давайте посмотрим, как отразились идейные убеждения писателя, его личностные качества в очерке «Парадокс». Запишите в тетрадях тему урока.
Как вы думаете, почему «Парадокс» по жанру не рассказ, а очерк.
Короленко тяготеет к жанру очерка. В своих произведениях он всегда исходил из реального наблюдения над жизнью, его основной метод – письмо «с натуры». Его сюжеты часто восходят к подлинным фактам, его образы – к реальным людям. «Создается особый метод максимального приближения к художественной «правдоподобности» к жизненной правде» (Г.А. Бялый). В отличие от документального художественный очерк Короленко – в том числе и «Парадокс» - приближается к рассказу: писателя интересует психология описываемых им событий, психология человеческой души.
Беседа
Беззаботные, обеспеченные мальчики дворянского происхождения впервые столкнулись с жестокой действительностью.
Либо:
Калека-шляхтич демонстрирует удивительную силу воли.
Ученики высказывают свои суждения.
Учитель Давайте обратимся к первой части очерка.
Учащийся выступает в роли рассказчика – автора устной работы «Чудеснейший полет фантазии». Описание фантастического мира мальчиков, в который они погружены и который прочной стеной отделяет их от реальной жизни..
Учитель. А теперь на эту же картину посмотрим глазами лакея Павла.
Ученик выступает в роли Павла, описывая, чем занимались дети.
Учитель. Какие изменения в тональности в этой части?
Писатель намекает, что реальная жизнь не так красивы и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками».
Учитель. Перечитайте первое предложение очерка и последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев?
А что это такое жизнь и какое место в ней занимает человек.
Учитель Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что жизнь и реальная действительность непохожа на игры детства. У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает момент, когда в него входит эта действительность, и это вторжение человек может запомнить на всю жизнь, как это случилось с мальчиками.
Ребятам предлагается, разделившись на четверки (повернувшись друг к другу) ответить на вопросы. Вопросы раздаются на карточках.
Много раз говоря о Яне Залуском, писатель употребляет слово «феномен». Дайте определение этому слову. Что «феноменального» в этом калеке?
Они увидели странный «феномен» (портрет его дан глазами героев): «…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «ноги странного существа длинные и тонкие… стояли на земле точно длинные лапки паука», «…странное существо, перебирал по земле ногами и еще более походя на паука, сделало большой круг…».
Портрет – со слов «Голова его была большая» до слов: «готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу». Речь калеки, лексически и синтаксически правильная и выразительная, свидетельствует о его ясном уме, образованности. Толпу зрителей поразило то, что безрукий калека-карлик может делать почти невозможное: без помощи рук снимает сапоги, ногой снимает картуз и приподнимает над головой, пересчитывает заработанные монеты, ногами расчесывает бороду, крестится и т.д. и, наконец, ногами подписывает свое имя и фамилию, выводит поучительные афоризмы.
Очень нелегко, это представление приносит ему мучительное страдание: «Калека стоял с трудом; на лице виднелось страдание; тонкие ноги дрожали; побледнел от усилия; с видимым трудом поднимал ногу ко лбу, потом к плечам и груди».
На вторую часть вопроса отвечает сам «феномен»: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «…человеку надо кормиться не тем, как другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам».
Это и афоризм, и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах «феномена». «Феномен» тоже человек, и он менее всего создан для полета…и для счастья тоже. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что, удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно.
Мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. «Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов оказался дрянной старой рухлядью».
Главное для Короленко – показать внутренний мир своих героев, их нравственное возмужание, понимание, что за пределами их выдуманного мира есть реальный мир, в котором существуют несчастье и жестокость.
После небольшой 5-минутной самостоятельной работы представители групп выступают с кратким содержательным рассказом (4 мин.).
Учитель Давайте попробуем сформулировать основную мысль очерка, определить его нравственный смысл. Почему очерк называется «Парадокс»? С какой целью писатель вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?
Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» - звучит из уст человека, обиженного судьбой. Тем самым утверждается законность естественного стремления каждого человека к счастью.
Можно зачитать слова самого Короленко, приведенные в учебнике: «Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».
Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить?
Ученики спорят: кто говорит, что такой сломался бы и примеров из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Короленко показал, что человек, обиженный судьбой, природой, не ожесточился, а жил, делая людям добро.
Так какой же урок получили мальчики и мы читатели?
Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».
Актуален ли очерк сегодня?
Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.
Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов.
Изменилось ли ваше восприятие очерка?
Прочитать миниатюру «Огоньки». Ответить на вопрос, что объединяет очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки»?
Ученикам раздаются высказывания известных людей о счастье. Задание: напишите сочинение-размышление «Счастье. В чем оно?», опираясь на афоризм, который вам больше всего понравился.