Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии

Добавлено: 2014.09.25
Просмотров: 272

Назаренко Жанна Игоревна, учитель биологии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Исследования позволяют утверждать, что использования компьютерных технологий в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, но и в значительной степени изменить всю технологию обучения.

Информационные технологии дают возможность:

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Учитывая специфику преподавания предмета, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности, т.к. ограничиваясь иллюстрациями в учебники и простым рассказом не какого интереса к предмету не привьешь, следовательно не будет результата.

Когда я пришла работать в школу, то приняла в наследство таблицы, плакаты, раздаточный материал большую часть в плохом состоянии, не которые давно физически и морально устарели. Стала искать выход, вот здесь мне и помогли компьютерные программы (кстати, не считая уроков информатики, я их стала использовать в школе самой первой). Многие компьютерные продукты помогли мне заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных уроков.

За последние время для учащихся и учителей биологии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые а также электронные учебники справочники и экзаменаторы. В своей работе я использую следующие CD диски:

На своих уроках я порой использую несколько компьютерных программ, это позволяет сделать учебный материал более насыщенным, интересным и красочным. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете. Также эти диски использую в индивидуальной работе с отстающими и мотивированными учащимися.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это тезисность для учителя и наглядность для ученика.

В качестве примера могу привести разработанный урок – презентацию по биологии на тему «Происхождение человека». Не буду останавливаться на содержании компьютерного урока, просто хочу отметить следующее:

  1. объем полученной информации (по сравнении с классическим уроком) увеличился в два с лишним раза;
  2. усвоение (понимание) материала почти 100%;
  3. уровень обученности по данной теме на следующий урок 100%.

Презентации также готовят и сами учащиеся, причем с большим удовольствием. Ну, например тема « Возникновение жизни на Земле» - 10 кл. В учебнике Захарова, она изложена очень сложно и не интересно. Я предложила детям разбиться на группы и выполнить проекты. Результат был великолепным. Дети очень творчески, грамотно делают свои продукты, их защищают. При этом идет лучшее запоминание учебного материала, полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются после краткого повторения.

При изучении темы «Генетики» у ученицы возник вопрос, почему у людей разный цвет глаз. Она выполнила проект в виде мультимедийной презентации. (cм. презентацию)

В результате работы над своими проектам все учащиеся овладевают основами проектирования с помощью компьютера (в т.ч. c использованием телекоммуникационного метода доступа), лучшие проекты пополняют действующий фонд школы для дальнейшего использования на уроках. Кроме того ученики получают полное ощущение, что он сам управляет своей учебной деятельностью. А этот фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Конечно, нужно учитывать и то, что на уроке биологии компьютер не может заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью информационных компьютерных технологий можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, которые делают урок более интересным. Следует помнить, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий организации учебных занятий с применением компьютеров может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает: