Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках географии

Добавлено: 2014.09.18
Просмотров: 489

Тихомирова Марина Ивановна, учитель географии

В новых современных условиях рыночных отношений в российском обществе, когда наши дети видят, что процветание взрослых и уровень их доходов подчас вовсе не связаны с полученными ими когда-то дипломами, большинство привычных для советского общества педагогических ценностей не работают. Дети стали абсолютно другие. Это как у Стругацких в "Гадких лебедях": Будущее уже тут, можешь принимать его или не принимать, оно уже пришло. И у нас, педагогов, выбора нет - мы, конечно же, принимаем наших детей такими, какие они есть. В нашем, опустошенном новым временем, педагогическом арсенале остается самое важное - собственное сердце, желание и любовь. Мы можем поддерживать ребят в их лучших проявлениях, направлять их силы на созидание нового, полезного и интересного. Давать им возможность познавать себя, раскрывать себя. Cпособствовать их активности в поиске и приобретении новых знаний.

В целях активизации мышления и повышения мотивации к обучению учащихся нашей школы, мною на уроках географии была применена новая методика Эдварда де Боно.

Эдвард де Боно - это признанный во всем мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и основанных на ней широко известных методик, применяемых не только в работе с учащимися, но и в бизнес-практике - Шесть Шляп мышления, CORT, Direct Attention и другие.

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Окончив Мальтийский университет, продолжил изучать психологию, физиологию и медицину в Оксфорде, работал в ведущих университетах мира. Разработал и с успехом применяет разнообразные практические методики, в том числе и повышающие эффективность мышления. Как раз эта методика и применялась мною на уроке географии (по книге де Боно "Шесть Шляп мышления").

В методике Шесть Шляп мышления проводится попытка осознания того, что такое латеральное (нешаблонное) мышление. А именно, "это иной, более творческий способ использования разума". Автор в данной книге предлагает использовать "определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления".

Не секрет, что наши учащиеся, пользуясь, опять таки, традиционным мышлением, бояться выглядеть в глазах одноклассников и учителей смешно, глупо, бояться проявить непонимание, предпочитая в таких случаях лучше отмолчаться, чем произнести что-либо, что поставит их в неловкое положение. При пользовании Шляпами мышления, подобные неприятные ситуации исключены.

Вот цитата де Боно из книги "Шесть шляп мышления": "Главная проблема мышления заключается в смешении: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, надежды и творчество - все это говорит в нас одновременно. Это как жонглировать слишком большим количеством мячей.

В этой книге я выдвигаю очень простую концепцию:Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Это концепция Шести Шляп мышления. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. В этой книге я описываю природу и пользу всех шести шляп мышления.

Шесть шляп мышления позволят управлять своим мышлением так, как дирижер руководит своим оркестром:. Шесть шляп просты и удобны, и в этом заключается главная ценность концепции".

По методике де Боно я начала работать с седьмыми классами на примере курса изучаемой ими физической географии материков и океанов. Ребята получили карточки со следующими пояснениями к моему предварительному рассказу о данной методике:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

ЗАПОМНИТЕ:

Каждая шляпа обозначает один тип мышления

Вы можете надеть или снять одну из шляп. Надев шляпу, вы играете связанную с ней роль.

Когда на вас надета шляпа, вы должны использовать лишь тот тип мышления, который отвечает цвету этой шляпы.

И классу "А" и классу "Б" было предложено одно общее задание: "Представьте, что вы туроператор. Ваша задача придумать название турагенства, в котором вы работаете, и приглашать туристов в путешествие на самый холодный материк Земли - в Антарктиду. В рекламе поездки, которую вы будете предлагать, вам надо отразить следующие моменты:

Стоимость тура, проживание, питание, способ доставки к месту отдыха и способ возвращения туристов обратно. Вам надо рассказать о достопримечательностях курорта Антарктиды, развлечениях и сервисе".

Путем жеребьевки каждому ученику достался свой цвет шляпы. У некоторых учеников цвета, естественно, повторялись. Но это как раз и было интересно - цвет одинаковый, а турреклама - разные! Для активизации детей был придуман следующих ход. Седьмого апреля 2009 года в школе проводился День Географии. В этот день учащиеся седьмых классов вместе со мной отправились в шестые классы не презентацию своих турагенств и туррейсов. Каждому ученику шестого класса была выдана таблица с фамилиями наших новоиспеченных туроператоров. Прослушав сообщение-приглашение каждого семиклассника, шестиклассники должны были оценить их по пятибальной системе. И, занявшие первые три места семиклассника, имели возможность получить дополнительную пятерку по географии. Слушания проходили весело и интересно. Шестиклассникам настолько понравилась идея Шести Шляп мышления, что они захотели тоже принять участие в обучении по данной методике и тут же придумали себе тему.

6 "А" - Путешествие в космос, 6 "Б" - Человеческие расы.

Чем хороша данная методика? Во-первых, она необычна, интересна. Ученики примеряют сделанные из цветной бумаги шляпы и становятся уже не собой, а другим человеком в предлагаемых обстоятельствах. Это как роли. Белая шляпа - нейтральный статист, роль информатора, безэмоционального компьютера. Зеленая шляпа - новые идеи, креативное мышление, предложение того, чего еще не было. Черная шляпа - показать негативные, отрицательные стороны. И так далее. К слову сказать, синяя шляпа принадлежит учителю, который поощряет и направляет ребят в выполнении данного задания. И оценивает. Хотя оцениваем мы скорее коллективно. Каждый пытается помочь однокласснику, подсказать, где он недотянул, недоделал, был неточен. Это совместное сотворчество делает ребят свободнее в мышлении, креативнее. Особенно заметно это у тех учеников, которые на уроке зажаты и боязливы. Надевая шляпу, они чувствуют себя в определенной роли, в определенном мышлении, чувствуют себя не собой, а кем-то другим, и не бояться попасть впросак. Таких удивительных открытий в каждом учащемся и возможностей увидеть детей в ином качестве, ни один традиционный урок дать не сможет.

Как часто можно использовать данную методику. Как правило, после прохождения большой темы, для ее закрепления. Ребята получают цвет шляпы, с которым они еще не работали, и дома готовят сообщения по итоговой теме в соответствии с заданным типом мышления. То есть к выполнению задания можно предварительно готовится дома. А в восьмых классах мы с ребятами пытаемся прогнозировать. Например, при прохождении темы "географическое положение России и его особенности " я, используя белую шляпу, объясняю новый материал, а двое учеников, надев черную и желтую шляпу, пытаются спрогнозировать негативное будущее и сегодняшние минусы и найти достоинства географического положения России.

Чем еще хороша данная методика? Во-вторых, побывав в разных ролях, ученик учится по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, что помогает ему лучше видеть сильные и слабые стороны данной проблемы, учиться нестандартно мыслить, что повышает его самооценку и социальный статус, развивает познавательный интерес, что в конечном счете повышает его мотивацию к обучению.