Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Информационные технологии на уроках истории

Добавлено: 2014.09.18
Просмотров: 238

Корнеев Андрей Васильевич, преподаватель

1. Методическое обоснование темы урока:

- ступень общего образования: среднее (полное) общее образование по истории (10-11 класс);

- курс истории: Отечественная;

- уровень исторического образования: базовый;

- место в учебной теме: Раздел: “Древнерусское государство в IХ–ХII вв.”;

- актуальность: В 2010 г. исполнилось 1000 лет основанию г. Ярославля, а в 2012 году – 1150-летие российской государственности; примерно в тот же период русской истории происходило формирование центров Руси: Киева, Смоленска, Чернигова, Владимира и т. д. Этот период в российской истории – период становления славянского древнего государства, становлении русского общества, правовой системы, вступление русского общества в цивилизационный период. Развитие Руси в тот период шло параллельно формированию европейскому обществу, что и обусловило русское государство как евразийское по своему характеру;

- связь с обязательным минимумом содержания образования:

2. Развёрнутая целевая установка урока:

3. План изучения новой темы (предполагается опережающее задание – посмотреть фильм “Ярослав. Тысячу лет назад”):

  1. Вводное слово учителя (актуальность темы, направленность, целеполагание урока);
  2. Обсуждение материала статьи “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”, автор Дмитрий Карцев;
  3. Просмотр 2-х эпизодов фильма:
    А) начальный эпизод (основная его мысль – на Руси царит беззаконие, остановить которое может твёрдая власть);
    Б) финальный эпизод фильма – воздвижение креста – символа начала основания г. Ярославля.
    Беседа по проблеме: можно ли считать фильм объективным историческим источником.
  4. Дискуссия по проблеме: Фильм “Ярослав. Тысячу лет назад” это политический заказ и попытка идеологизации истории или попытка приобщения россиян к изучению истории через средства массовой культуры?
  5. Формулирование вывода: история – это особенная наука. Во все времена власть пыталась поставить историю в зависимость от политического курса. Но меняется идеологическая платформа и историки через критическое осмысление социальных процессов помогают формировать истинное представление об этапах развития истории нашей Родины.

4. Система вопросов для самостоятельной работы учащихся с научно-популярным текстом статьи Д. Карцева “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”.

  1. Как называется статья и когда она написана Д. Карцевым?
  2. Какое событие проанализировано в статье?
  3. Какая основная проблема поднимается автором статьи? Почему статья называется “Не “Александр Невский” и не Эйзенштейн”?
  4. Как Д. Карцев оценивает этот фильм режиссёра Д. В. Коробкина “Ярослав. Тысячу лет назад”? Какие события этого фильма оценивают историки с точки зрения его объективности?
  5. Имел ли право, по мнению автора статьи, режиссёр фильма использовать голливудские приёмы для привлечения зрительской аудитории в ущерб исторической действительности?
  6. Что нового помогла вам статья узнать о процессах консолидации Древнерусского государства, формировании его в рамках цивилизационного устройства?

5. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:

  1. Как можно применить материалы художественного фильма Д. В. Коробкина “Ярослав. Тысячу лет назад”?
  2. Какие явные исторические искажения содержит этот фильм?
  3. Какая, на ваш взгляд политическая идея содержится в этом фильме?
  4. Можно ли политическую идею спроецировать на современную политическую ситуацию в России?
  5. Какое отношение к фильму сформулировано в статье Д. Карцева?
  6. Можно ли считать мнение Д. Карцева объективным по отношению к данному фильму?
  7. Комментарий “Мнение дилетанта” - это одна из форм выражения массового сознания. Правильно ли мнение, что современный человек не будет воспринимать фильм без “голливудских эффектов”?
  8. Какие формы изучения прошлого были бы интересны современным школьникам?
  9. Нужно ли снимать и популяризировать такого рода художественные фильмы?

6. Подведение итогов урока.