Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Разработка урока ОБЖ ВИЧ/СПИД. Чума XXI века

Добавлено: 2014.09.16
Просмотров: 435

Пшеничникова Наталья Викторовна, учитель ОБЖ

Цель:

Задачи:

Форма проведения: тренинг.

Время проведения: 45 мин.

Возраст участников: 10 класс.

План занятия

Этап занятия Продолжительность Оборудование
Орг. момент.

Коммуникативная игра "Я хочу:"

2 мин.
Введение. 2 мин.
Сообщение темы и цели занятия. 2мин.
Актуализация проблемы.

Дискуссия.

5 мин.
Информационный блок.

Беседа.

5 мин.
Упражнение "Степень риска" 5 мин. Мел, карточки: "высокий риск ", "риск отсутствует", "небольшой риск"
Информационный блок.

Упражнение "Спорные утверждения"

5 мин. Карточки: "согласен", "не согласен", "не знаю"
Упражнение "Жизнь с болезнью" 5 мин. 12 листочков (5x5), ручка
Завершение работы.

Синквейн.

5 мин. Лист бумаги, фломастер

Комментарий: Продолжительность этапов занятия зависит от особенностей группы и опыта учителя. То, что занятие "выбивается" из расписания не должно вызывать тревогу. В этом случае следует проявить гибкость. В предложенном плане продолжительность каждого этапа дана приблизительно.

План-конспект

Презентация. Слайд 1

1. Орг.момент.

Перед началом занятия стулья в классе расставлены кругом. Учащиеся могут занять любое понравившееся им место. Учитель тоже занимает любое место в кругу. Занятие рассчитано на уже знакомых между собой учащихся.

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме. Он рассчитан для создания рабочей атмосферы.

Упражнение "Я хочу:"

Цель: отработка рефлексивных навыков

Учащиеся поочередно говорит предложение, начинающееся со слов "Я хочу:"

Слайд 2

2. Введение.

Зимой 1980-81 года в госпиталь Нью-Йоркского университета поступили несколько человек с незнакомой для врачей формой саркомы Капоши - заболевания,

открытого еще в 1872 году Моритцем Капоши. На коже нижних конечностей появляются узелки коричневато-красного или голубовато-красного цвета.

В США и странах Западной Европы саркома Капоши наблюдается чрезвычайно редко: 1-2 случая на 10 миллионов населения, причем, как правило, только у мужчин старше 60 лет. Мужчины же поступившие в Нью-Йоркский госпиталь были в возрасте 30 лет. Все они оказались гомосексуалистами. Саркома Капоши протекала у них злокачественно и большая часть из них погибла в течение 20 месяцев.

Весной 1981 года врачи Лос-Анджелеса обнаружили еще одну категорию больных - со злокачественной формой Пневмоцистной пневмонии. Это заболевание встречается крайне редко у лиц с подавленной функцией иммунной системы - например, после трансплантации органов. Пневмоцистная пневмония была зарегистрирована у молодых людей, которые тоже оказались гомосексуалистами.

Летом 1981 года в США насчитывалось уже 116 подобных случаев...

Хотя клиническая картина указывала на известный уже к тому времени синдром иммунодефицита, причина и пути заболевания оставались неясными. Неожиданное появление болезни, молниеносное распространение, странная связь со злокачественными опухолями, пневмоцистной пневмонией, гомосексуализмом, венерическими болезнями, необычайно длительный скрытый период и отсутствие эффективных средств лечения - все это вызвало шок у врачей и ученых.

Слайд 3,4

3. Сообщение темы и цели занятия.

Это этап, в который входит краткое представление темы, целей и задач занятия.

На этом же этапе можно вспомнить правила работы в группе.

4. Актуализация проблемы. Дискуссия.

Цель: осознание важности обсуждаемой проблемы.

1. Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона? Сколько их? Слайд 5

Всего в Хакасии в период с 1997 года по 1 марта 2010 года было выявлено 343 ВИЧ -инфицированных.

Поставлено на специальный учет в 2010 году 12 новых носителей вируса

2. Эта проблема касается нас? Слайд 6

По данным на 1 февраля 2010 года, в республике состояли на учете 232 носителя ВИЧ, еще семеро прибыли в Хакасию с уже установленным диагнозом из других регионов.

3. Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время? Слайд 7

По данным на 1 февраля 2010 года, в республике состояли на учете 232 носителя ВИЧ, еще семеро прибыли в Хакасию с уже установленным диагнозом из других регионов.

4. Как вы думаете, хорошо ли молодые люди, живущие в нашем городе, информированы о ВИЧ-инфекции? Слайд 8

Среди заболевших равное соотношение мужчин и женщин,

5. Информационный блок.

Цель: передать учащимся информацию о ВИЧ-инфекции.

Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различно. Слайд 11

Концентрация вируса Среда обитания
Очень высокая Кровь,

семенная жидкость

Высокая Вагинальная жидкость, материнское молоко
Низкая Моча, экскременты
Очень низкая Пот, слюна, слезы, носовой секрет

5. Как передается ВИЧ-инфекция? Слайд 12

Половой путь передачи ВИЧ-инфекции - 65,6%

Парентеральный путь. Наркоманы, особенно принимающие наркотики парентерально, в наибольшей степени подвержены риску заражения ВИЧ - инфекцией, поскольку часто обмениваются иглами, а также шприцами - 30 % больных

Внутрибольничное заражение пациентов ВИЧ - инфекцией возможно в том случае, если нарушены требования (правила использования и стерилизации медицинского инструментария).

Внутрибольничное заражение медицинского персонала ВИЧ - инфекцией в случае контакта с инфицированными больными (кровью).

Вертикальный путь передачи, возможность заражения инфицированной женщиной своего плода во время беременности- 1,2%

На сегодня в Хакасии от ВИЧ - инфицированных матерей родились 62 ребенка.

Из них диагноз "ВИЧ-инфекция" выставлен пятерым детям.

6. Как предотвратить заражение ВИЧ? Слайд 13

Упражнение "Степень риска". Слайд 14

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на пути передачи ВИЧ

На полу чертится линия- "линия риска". На одном ее конце размещается карточка "высокий риск", на другом - "риск отсутствует", карточка "небольшой риск" размещается на середине.

Учитель раздает карточки с ситуацией контакта с ВИЧ - инфицированным. Учащимся следует зачитать надпись на карточке и положить ее на тот участок "линии риска", которая, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.

И др.

7. Информационный блок.

Цель: передать учащимся информацию о ВИЧ-инфекции.

Можно ли убить ВИЧ? Слайд 15

  1. 50-70° спирт - несколько секунд
  2. Попадание в желудочно-кишечный тракт - разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой t°=56° - 30 минут
  3. Попадание на кожу- через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже
  4. Кипячение - мгновенно
  5. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) - мгновенно

8. Упражнение "Спорные утверждения".

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ.

Обсуждение:

- Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

Примечание. Проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений.

9. Упражнение "Жизнь с болезнью"

Цель: изменение взглядов на проблему ВИЧ -инфицированных.

Выдать каждому по 12 листочков и предложить написать:

Опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв. Выберите и отдайте по 1 листочку из каждой группы.

Далее болезнь требует следующих жертв, и еще отдать по 1 листочку из каждой группы.

После этого учитель проходит по кругу и сам забирает по 1 листочку у каждого участника.

Все, что осталось у участников- это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

- Как вы себя чувствовали во время игры?

- С кем или с чем было трудно расставаться?

- Как вы думаете, что может чувствовать человек ВИЧ- инфицированный.?

То, что произошло сейчас, было только игровой ситуацией. Я надеюсь, что это никогда не коснется вас и ваших близких.

10. Завершение работы.

1. Как люди, зараженные ВИЧ, могут предохранить других людей от заражения Слайд 16

Практиковать только безопасный секс и пользуясь всегда презервативом; не сдавать кровь или сперму; убирать за собой испачканные кровью простыни и белье.

2. Кто должен знать о заболевании? Слайд 17

Сексуальные партнеры людей, зараженных ВИЧ, должны знать, как предохранить себя и других от заражения и повторного заражения. Лучше всего, если человек, зараженный ВИЧ, скажет об этом своему партнеру с помощью консультанта, который поможет ему преодолеть потрясение.

Сказать о заражении нужно своему лечащему врачу, чтобы он проследил и помог вылечить все заболевания, сопутствующие ВИЧ. Врач, обладающий данной информацией, обязан сохранять ее в тайне.

Некоторые смелые люди становятся инструкторами по борьбе со СПИДом и говорят открыто о своем заболевании, чтобы все остальные увидели, что зараженные люди - "такие же, как и все", и любой может заразиться ВИЧ.

3. Что необходимо знать каждому Слайд 18

Посещать только квалифицированных специалистов для проведения прививок и других медицинских манипуляций.

Требовать, чтобы медработники для инъекций использовали только стерильные или одноразовые шприцы и иглы. При проведении каких-либо обследований или лечения настаивать, чтобы были использованы только стерильные или одноразовые инструменты.

Если пациент хочет, чтобы ему прокололи уши или сделали татуировку, то ему следует настоять на использовании только стерильных инструментов.

При совершении обрезания инструменты должны стерилизоваться после каждого пациента.

Наркоманам надо объяснить, что безопаснее отказаться от внутривенных инъекций и употреблять наркотики через рот. Если же они не прислушались к вашему совету, то их надо научить стерилизовать шприцы и убедить пользоваться для инъекций каждый раз только новыми шприцами. Наркоманам в первую очередь необходима консультация по безопасному сексу и достаточное количество презервативов и сперицидов.

4. Основные положения ст. 122 УК РФ: Слайд 19

Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшем о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Правила написания синквейна : Слайд 20

Участники на листах пишут синквейн и защищают свою работу.

В синквейне 5 строк:

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Берегите себя и своих близких, оставайтесь здоровыми! Слайд 21

Слайд 22.

Используемая литература.

  1. Александров А.А . Александрова В.Ю.Курение и его профилактика в школе.-М.,1996
  2. Андреева Т.И. Причины употребления наркотиков и возможные действия по предотвращению причин
  3. Ван Инеи. Наркотическая зависимость и алкоголизм.-Женева.1978
  4. Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность. .-1996
  5. Социальная работа внаркологии.- М.,1994
  6. Фромм Э.Бегство от свободы.-М., 1993
  7. Основы знаний о профилактике наркозависимости, ВИЧ/СПИДа, ИППП.Методическое руководство для молодежи.- Новосибирск, 2001
  8. Профилактика алкоголизма и наркомании в учебных заведениях. Балаково: Росток, 2000
  9. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность.-М.,1990