Цель: создание педагогических условий для творческой самореализации учащихся в активной предметной деятельности.
Задачи:
1) расширение кругозора учащихся;
2) активизация мыслительной деятельности школьников;
3) формирование познавательного интереса к предмету химии;
4) развитие социально значимых компетенций учащихся (сотрудничество, толерантность, коммуникативность, умение рассуждать логически и формулировать свои мысли вслух, совместными усилиями находить верное решение).
Оборудование для мероприятия: стол лаборанта, штативы с пробирками, химические стаканы, колбы.
Реактивы: растворы щелочей (КОН, NaОН), кислот (Н2SO4, HCl), солей (AgNO3, NaCl, CuSO4, Na2CO3 и др.), лакмуса, фенолфталеина.
Внеклассное мероприятие включает в себя следующие этапы:
Ведущий: Сегодня мы собрались с Вами на интеллектуальный химический вечер, чести приглашения на который удостоились лучшие из лучших учеников 8-11 классов. Вы – уже победители в каждой своей параллели. И сегодняшний бал – заслуженная Вами награда.
(Звучат фанфары, и появляется королева Химия)
Химия: Я рада приветствовать всех поклонников химической науки. Год от года Вас становится все больше. И скоро мой зал станет слишком мал для того, чтобы разместить на балу всех достойных.
Ведущий:
Вам, химикам, одних уроков мало –
Все хочется исследовать “на вкус”.
Участники сегодняшнего бала!
Пусть будет плодотворен Ваш союз:
Пускай минуют всех Вас неудачи,
Играючи решатся все задачи,
На все загадки сыщется ответ,
Исчезнет тьма незнанья – вспыхнет свет!
Химия: Я объявляю наш химический бал открытым и приглашаю команды на первый тур “Игра в фанты”.
Ведущий: Готовясь к балу, каждая команда выбрала для своих соперников по 2 химических вопроса. Вопросы написаны на листках бумаги, которые свернуты как конфетка – “фанты”. Все “фанты” перед балом мы с королевой тщательно перемешали и заложили в барабан для лото. И сейчас мы эти “фанты” разыграем.
Ведущий крутит барабан лото. Королева Химия вынимает по одному “фанты” и зачитывает вопросы, команды по очереди отвечают. Чтобы заготовленные вопросы не достались той команде, которая их составляла, при подготовке к балу с капитанами команд заранее обговариваются цвета “фантов”: вопросы для 1 команды – на желтой бумаге, для 2 команды – на зеленой бумаге, а для 3 команды – на синей.
Если команда отвечает на вопрос неправильно, право ответа переходит ко второй команде. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если верный ответ не получен ни от одной из команд-соперников, его озвучивает команда, заготовившая этот вопрос, и получает 2 балла.
Жюри оценивает эрудицию игроков команд и заполняет призовыми баллами таблицу:
Команда | Вопросы | Сумма баллов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Ведущий: Все “фанты” удачно разыграны. И мы объявляем тур второй “Приглашение на танец”.
На игровых столах каждой команды находятся таблички с именами:
Игрокам каждой команды предлагается:
В зависимости от общего времени, отведенного на химический вечер, от каждой команды в зачет принимаются от одного до трех танцев. Жюри оценивает 2 тур, заполняя таблицу:
Команда | Правильный выбор партнера | Артистичность при изображении пантомимы | Проведение химического эксперимента | Составление молекулярного уравнения | Составление ионных уравнений | Сумма баллов |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Ведущий: Королева Химия в восхищении от танцев гостей и объявляет тур третий “Маска, откройся!” На бал королевы сегодня явились 5 гостей, чьи лица скрыты под маской. Гости эти очень известны в химическом мире.
Химия: Сейчас каждая Маска по очереди предстанет перед игроками команд и расскажет о себе.
В процессе рассказа командам предлагается определить химическую особу, скрывающуюся под маской. При появлении ответа капитан команды поднимает руку и высказывает предположение. Если оно верно, команда зарабатывает 5 баллов, и перед игроками предстает следующая Маска. Если предположение ошибочно, право на ответ получают команды-соперницы согласно очередности поднятой руки капитана.
(Под масками могут скрываться Золото, Медь, Ртуть, Фосфор, Кремний и т.п.)
Мое латинское имя сходно с названием острова Кипр. Я не менее красива, чем Золото. Мой род очень древний, ему примерно 7000 лет. С моей помощью 5000 лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается общая слабость организма. Кто я? (медь)
Жюри оценивает результативность команд при открывании имен замаскированных гостей и вносит полученные командами баллы в таблицу:
Команда | Маска | Сумма баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Ведущий: Королева Химия счастлива от того, насколько хорошо все команды знают ее химических подданных, и объявляет тур четвертый “Химический полиглот”.
Химия: Я приглашаю подойти к королевскому столу учащихся 9-з классов по одному от каждой команды. Вы уже больше года изучаете мою науку и, наверное, неплохо владеете химическим языком. А насколько Вы в этом успешны, мы сейчас проверим!
Ведущий: Игрокам команд, приглашенным королевой Химией, предлагается по очереди вытянуть из колбы свиток с пословицей или поговоркой, записанной химическим языком, и перевести текст на русский язык. Каждая правильно переведенная фраза оценивается жюри в один балл.
Жюри оценивает точность перевода и заносит баллы в таблицу:
Команда | Свиток | Сумма баллов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |
Ведущий: Все игроки блестяще справились с химическим переводом, и королева объявляет тур пятый “Загадки химического Сфинкса”.
Химия: Я приглашаю к королевскому трону капитанов – самых лучших знатоков моей науки от каждой команды. На моем балу для капитанов припасено одно из труднейших испытаний: на королевском столе стоит шкатулка, в которой для каждого из Вас лежит папирус с тремя загадками химического Сфинкса.
Капитаны по очереди вытягивают папирус из шкатулки, вслух зачитывают загадку и в течение 30 секунд думают над ответом. Правильный ответ приносит капитану 3 балла. Если капитан затрудняется с ответом, он может взять помощь команды. Но при правильном ответе в этом случае команда получит только 2 балла. Если ни капитан, ни команда не находят правильной разгадки, право ответа на этот вопрос по очереди получают команды-соперницы, правильная версия которых принесет им 1 балл.
Жюри подводит итоги конкурса капитанов, заполняя таблицу:
Капитан команды | Загадка Сфинкса | Сумма баллов | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Ведущий: Подходит к концу наш химический бал, и я предлагаю жюри огласить суммарный итог прошедших на балу конкурсов.
Жюри подсчитывают результативность каждой команды, заполняя таблицу:
Команда | Тур | Сумма баллов | Место в зачете | ||||
I | II | III | IV | V | |||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Химия: Дорогие друзья! Я счастлива от встречи с каждым из Вас. Я горжусь Вашими знаниями и хочу наградить наиболее отличившихся на моем балу.
Королева вручает дипломы I, II, III степени командам, а также награждает памятными дипломами самых эрудированных, самых артистичных и т.п. гостей бала.