Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Сценарий конкурса За семью печатями по теме Великий химик и композитор А.П. Бородин

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 281

Коннова Ольга Николаевна, учитель химии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,79 МБ)


Цель: активизировать интерес учащихся к химии, истории, искусству, литературе.

Задачи:

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Информационная поддержка: мультимедийная презентация конкурсной программы.

Подготовка к мероприятию: формирование трех команд по пять человек, подготовка ведущего.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель приветствует команды и объясняет правила игры.

Учитель: Тема конкурса вам неизвестна. Правила игры сходны и правилами игры одноименной телепередачи. Ведущий задает вопрос, команды обдумывают ответ в течение одной минуты и записывают его на листе бумаги. Затем, по сигналу ведущего, капитаны команд по очереди зачитывают свои ответы. За правильный ответ команда получает «большую печать» (2 балла), за не полный ответ – «малую печать» (1 балл). Если ни одна из команд не дала правильного ответа, то ведущий обращается к зрителям. В случае правильного ответа, зритель получает «малую печать» (1 балл), которую он имеет право отдать любой команде. В конце игры команда, набравшая наибольшее количество печатей, называет имя ученого, о котором шла речь.

Ведущий: (читает стихи а.п.Бородина) (Слайд 1)

Смелый пловец гибнет. Он вступил в единоборство с могучими силами природы. Но нет места слезам в этой балладе. Она полна вызова слепым и жестоким силам, преграждающим путь свободолюбивому человеку. И в этих словах звучит оптимистический гимн Человеку. Слова этой баллады написаны человеком, о котором пойдет речь в сегодняшнем нашем конкурсе.
Наш герой родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) (1772–1840) и 25-летней мещанки Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались. Но были в истории и другие примеры.
31 июля 1768 года в семье Ивана Степановича Ковалёва, крепостного кузнеца, родилась девочка, получившая имя Прасковья. У девочки оказались хорошие музыкальные способности и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 г. в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли. (Слайд 2).
Согласно традиции, по которой всем актёрам давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. В 1798 году вся семья Ковалёвых и Прасковья Ивановна получают вольную, а 6 ноября 1801 года П. Жемчугова венчается тайным браком с бывшим своим господином в церкви Симеона Столпника на Поварской улице в Москве. Император, двор и высшее общество были в негодовании. (Слайд 3).

Учитель: Наступает время первой печати. Назовите фамилию и титул мужа Прасковьи Жемчуговой, осмелившегося бросить вызов обществу (Н.П. Шереметьев). (Слайд 4)
Прасковья Жемчугова, в замужества Шереметьева, обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский, а в 1797 году Павел I, который, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметьеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметьев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
Без согласия императора на брак Николай Шереметьев венчается с бывшей своей крепостной и любовью всей своей жизни.3 февраля 1803 года молодая графиня родила ему сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье, — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского (Слайд 5).

Ведущий: Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, наш герой проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Мать его, простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала все его значение и не жалела средств для обучения сына. Учился он прекрасно, в детстве овладел французским, немецким, английским языками, а позже и итальянским. Из всех изучаемым им предметов больше всего ему нравилась химия. В двенадцать лет он превратил весь дом в своеобразную химическую лабораторию. На всех окнах стояли банки с реактивами и растворами. Часто по комнатам распространялись удушливые газы – плоды его первых «научных» изысканий в области химии.
Евдокия Константиновна любила в свободное время играть на гитаре. Тогда её маленький сын присаживался у ее ног и слушал как зачарованный чудесные звуки гитары, сопровождающие пение матери. Заметив его увлечение музыкой, мать стала обучать сына игре на музыкальных инструментах – вначале на флейте и фортепиано, а с тринадцати лет – на виолончели. Талантливый мальчик в возрасте девяти лет сочинил небольшую фортепианную пьеску «Польку Элен», а в тринадцать лет – «Концерт для флейты в сопровождении фортепиано».
Но химия продолжала оставаться наиболее любимым увлечением нашего героя. Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать нашего героя и её мужа воспользоваться мздоимством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.
В 1850 году семнадцатилетний «купец» поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию. Там он изучает ряд новых для него предметов, но больше всего, как и прежде, увлекается глубоким изучением химии. Да это и не удивительно: ведь курс химии вел у них замечательных педагог, один из крупнейших химиков своего времени, крупный ученый, новатор в области науки, руководитель кафедры, которая, по меткому выражению учеников, была «трибуной нового направления в науки». О нем А. Гофман писал: «Если бы …не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда имя его осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии». (Слайд 6)

Учитель: Время второй печати. Назовите имя ученого, учителя и наставника нашего героя (Н.Н. Зинин). (Слайд7)

Николай Николаевич Зинин, русский химик-органик, профессор c 1841 по 1848 – Казанского университета, с1848по1874 – Медико-хирургической академии в Петербурге. Один из организаторов Русского химического общества и первый его президент с 1865 г. – академик Петербургской Академии Наук.
Открыл в 1842 реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послужившую основой новой отрасли химической промышленности – анилино-красочной. (Слайд 8)
Разработал в 1841 один из универсальных способов получения ароматических кетонов. Показал, что амины – основания, способные образовывать соли с различными кислотами. Впервые синтезировал большое число новых соединений различных классов.

Ведущий: На третьем курсе наш герой просит руководителя кафедры Н.Н. Зинина разрешить ему работать в академической лаборатории. Первоначальное недоверие руководителя сменилось восхищением, когда он увидел зрелую технику химического эксперимента и обнаружил высокий уровень научного мышления своего ученика. Зинин решает подготовить из этого студента заместителя себе по кафедре.

В 1856 году наш герой закончил полный курс Медико-хирургической академии и начал работать во Втором военно-сухопутном госпитале. Перспективы работы на медицинском поприще были блестящи, но старое увлечение – любовь к химии, усиленная дружбой с выдающимся химиком, сделали свое дело: молодой врач бросает работу в госпитале, приступает к работе над диссертацией и 1858 году защищает её, получив при этом ученую степень доктора наук.

Учитель: Вот цитата из докторской диссертации нашего героя: «Мышьяковую кислоту можно получить взаимодействием элементарного мышьяка с концентрированным раствором азотной кислоты; кислота легко растворима в воде, по силе равна примерно схожей с ней по свойствам фосфорной кислоте». (Слайд 9)
Время третьей печати. Напишите формулу мышьяковой кислоты 3AsO4).
В 1858 году молодой ученый получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

Ведущий: Через год после получения ученой степени доктора медицины, нашего героя командируют на два года за границу для усовершенствования знаний в области химии в один из тогдашних научных центров – маленький городок Гейдельберг. (Слайд 10) Не научные силы Гейдельберга привлекают сюда молодого ученого. Их, и значительно более квалифицированных, достаточно и в Петербурге, откуда он сейчас едет, но лабораторного оборудования, некоторых реактивов, без которых немыслима серьезная научная работа, там сейчас ещё очень мало. В России в те времена была передовая химическая наука, но отсталая химическая промышленность. В Гейдельберге наш герой впервые в мире получил фторорганическое соединение, а затем проделал две оригинальные работы с бензилом и хлориодоформом. Все эти достижения русского ученого привлекли большое внимание крупнейших химиков того времени.
В Гейдельберге наш герой встречается с Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым и другими молодыми русскими учеными. Задушевные беседы, обмен мнениями, жаркие дискуссии, концерты и мечты о будущем – вот что составляет атмосферу молодых ученых. (Слайд 11).
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии наш герой начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей молодой ученый, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». (Слайд 12) Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки.
Несмотря на свою огромную занятость, химией наш герой уделяет каждую минуту сводного времени музыки. Он пишет крупное музыкальное произведение – оперу. Написанное же им либретто является одним из лучших оперных либретто в русской классике. (Слайды 13, 14, 15) В основе сюжета — самый известный памятник древнерусской литературы.(читает стихи)

Учитель: время четвертой печати. Назовите главного героя этого литературного произведения, именем которого была названа опера. Как называется фрагмент этой оперы, который вы сейчас видите? (Слайд 16: «Князь Игорь», отрывок «Половецкие пляски»)
Наиболее значительным произведением нашего героя по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. (Слайд 17) Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после его смерти оперу дописали и сделали оркестровку композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита, имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. Особенно популярна хореографическая сцена известная как «Половецкие пляски».

Ведущий: В 70-е годы наш герой создает большие музыкальные произведения. Первая симфония была исполнена еще в январе 1869 года. Никто, кроме самых его близких друзей не знал, что он сейчас работает над второй симфонией – «Богатырской» и одновременно пишет оперу «Князь Игорь». (Слайд 18). Но работа идет очень медленно. Он слишком занят научной деятельностью. Друзья-композиторы просят ускорить написание оперы. Наш герой им отвечает: «Видели ли Вы на Литейном, близ Невского, магазин игрушек с вывеской «Забава и дело»? Так вот, для меня музыка – забава, а химия – дело…». И все же это заявление модно было принять только как шутку, ибо все, за что брался наш герой, было всегда серьезным делом, а не забавой.
В эти годы его интересуют альдегиды и их производные, которые он изучает по предложению своего учителя Н.Н. Зинина. Одна из крупнейших работ была посвящена реакциям валерианового альдегида. Им было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение при конденсации уксусного альдегида – альдегидоспирт, названный впоследствии альдолом. Ценность всех этих работ выявилась особенно в наши дни. Из альдольных смол сейчас изготавливают политуры и лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической промышленности.
Альдегиды легко окисляются. Они могут окисляться даже кислородом воздуха и такими слабыми окислителями как аммиачный раствор нитрата серебра, содержащим комплексное соединение [Ag(NH3)2]OH. Реакцию выполняют обычно так: в тщательно вымытую пробирку наливают свежеприготовленный раствор нитрата серебра (I), и к нему по каплям добавляют разбавленный раствор аммиака до растворения получившегося вначале осадка. К полученному раствору добавляют раствор альдегида (глюкозы). Пробирку помещают в сосуд с горячей (60-70°С) (нагревают на открытом пламени).(команды проводят лабораторный опыт)

Учитель: Время пятой печати. Составьте уравнение реакции окисления альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I). Как называют эту реакцию? (RCOH + 2[Ag(NH3)2]OH ––> RCOONH4 + 2Ag + H2O + 3NH3, реакция «серебряного зеркала»). (Слайд 19)
Аммиачный раствор нитрата серебра(I), окисляя альдегид, восстанавливается до металлического серебра, образующего «серебряное зеркало» на поверхности стеклянного сосуда.
Зеркала появились задолго до нашей эры. (Слайд 20) Сначала ими служили отполированные до блеска пластины из золота, серебра, меди, бронзы (сплава меди с оловом). В свое время реакция «серебряного зеркала» положила начало новому способу получения зеркал на стекле. (Слайд 21)

Ведущий: Еще летом 1861 года в Гейдельберге наш герой познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. (Слайд 22) Наш молодой ученый нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же он и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить, и венчание состоялось лишь в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая супруга много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.
В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), жена нашего героя не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.
Значительное место в личной жизни нашего героя всегда занимали друзья и единомышленники. В Петербурге он общается с крупнейшими учеными – Н.Н. Зининым, Д.И. Менделеевым и другими. Они проводят свое время в беседах, спорах, совместном прослушивании литературных и музыкальных произведений русских и зарубежных литераторов и композиторов. В их круг общения входил и еще один великий российский химик. Так же, как и наш герой, он еще с детства проявлял большой интерес к химии. Обучаясь в пансионате, он часто прятался в подвальном помещении и усердно экспериментировал, таинственно переливал из одного пузырька в другой, перемешивал, нагревал.
В один воскресный вечер, когда все воспитанники пансионата весело играли в лапту, в подвале раздался мощный взрыв. Классный воспитатель по кличке «неистовый Роланд» бросился туда и вывел юного экспериментатора с опаленными волосами и бровями. В наказание он попал в карцер, откуда его ежедневно выводили в обеденную залу с черной доской на груди. На доске крупными буквами была выведена надпись «Великий химик». Никто тогда и не подозревал, что это звание за ним останется не как ирония и наказание, а как оценка его последующей научной деятельности.
В 1861 году он выступил в городе Шпейере на 36-м съезде немецких врачей и естествоиспытателей, выдвигая свою теорию, и стал вести исследования, направленные на развитие представлений о зависимости реакционной способности веществ от структуры их молекул.

Учитель: Время шестой печати. Назовите ученого, о котором мы сейчас вели речь. Как мы называем выдвинутую им теорию? (А.М. Бутлеров, теория химического строения) (Cлайд 23)
Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) — русский химик, создатель теории химического строения, родоначальник «бутлеровской школы» русских химиков, учёный-пчеловод, общественный деятель.
Основные идеи теории химического строения Бутлеров впервые высказал в 1861. Главные положения своей теории он изложил в докладе «Нечто о химическом строении тел», прочитанном в химической секции Съезда немецких естествоиспытателей и врачей в Шпейере (сентябрь 1861). Основы этой теории сформулированы таким образом: (слайд 24)

«Полагая, что каждому химическому атому свойственно лишь определённое и ограниченное количество химической силы (сродства), с которой он принимает участие в образовании тела, я назвал бы химическим строением эту химическую связь, или способ взаимного соединения атомов в сложном теле».

Ведущий: Шли годы. Популярность нашего героя, знаменитого ученого-химика и композитора росла. Он был известен не только в России, но и за границей. В крупнейших зарубежных лабораториях всегда интересовались его достижениями в области химии. В Западной Европе и Америке большим успехом его пользовались музыкальные произведения.

Очень популярны среди ученых, композиторов, артистов, художником, литераторов были «менделеевские среды». На «средах» выступали лучшие артисты с чтением отрывков из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, исполнялись музыкальные сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, наше героя. Здесь впервые на суд знатоков выносились новые полотна выдающихся русских художников.

Художники-передвижники были близки ученым «по духу», по творческому отношению к действительности и истории России (Cлайд 25). Ведь ученый и художник – единомышленники. Они хорошо понимали друг друга, ценили, уважали и поддерживали. Они готовы были подписаться под менделеевским «манифестом»: «Истина одна, а путей к ее достижению множество».

В 1878 году в Товарищество передвижных выставок вступил художник, которого называли «Самсоном русской живописи». По разнообразию тематики, по таланту и мастерству он вполне заслужил имя этого богатыря. Он был автором множества портретов, замечательных по характеристике и исполнению, сюжетных картин из народного быта и жизни и одновременно историческим живописцем.

Картину, показанную на XII Передвижной выставке, зрители встретили восторженно. К полотну невозможно было подойти, так как возле него всегда толпились люди. (Cлайд 26)

В 1885 году «гвоздем» XIII передвижной выставки стало историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». (Cлайд 27) В 1891 году появилась картина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану» (слайд 28), создававшаяся в течение 13 лет. Запорожцы… Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Галерея типов, совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часами разглядывать их лица – загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое он принимал в рабочем порядке, как необходимые поправки к собственному труду.

Учитель: Время последней, седьмой печати.
Никто из русских художников не пользовался такой прижизненной славой, как этот живописец. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане – умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни. Назовите художника. (Слайд 29. Илья Ефимович Репин)
Илья Ефимович Репин шагнул далеко вперед по сравнению со своими учителями и товарищам. По сей день его творчество, неразрывно связанное с народной национальной почвой, с передовой демократической культурой России, остается живым и поучительным для нас.
В огромном наследии этого художника есть портреты лирические и парадные, в интерьере, на пейзажном или нейтральном фоне. В числе его моделей народные типы, цвет интеллигенции, важные сановники и светские дамы. Он сохранил для нас образы своих замечательных современников: Менделеева, Пирогова, Толстого, Короленко, Горького, Шишкина, Сурикова, Третьякова, Шаляпина и многих других. Написал он портрет и нашего героя. (Слайд 30)

Ведущий: Итак, наш герой – это …? (Слайд 31)
Имя русского композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) по праву считается одним из украшений пантеона величайших представителей человечества, удививших мир своей разносторонней одаренностью. Обладая талантом ученого-естествоиспытателя и художника, он сказал свое неповторимое слово и в науке, и в искусстве. Д.И. Менделеев говорил: «Бородин принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии». Друзья же композитора постоянно сетовали на то, что он не отдавал музыке всю жизнь, и считали это невосполнимой потерей для искусства. «Он мог бы стать подлинным "вождем новой русской школы", как его впоследствии именовали за границей, если бы он занимался музыкой как основной специальностью», – с горечью писал музыковед С.А. Дианин.
Вся жизнь Бородина – это каждодневный подвиг, связанный со стремлением сочетать занятия наукой и искусством, вопреки житейским неурядицам, постоянной занятости массой других дел.
Скончался Бородин в пятьдесят три года от сердечного приступа. Постоянный тяжелый труд подточил его могучий организм. (Слайд 32) Друзья композитора досконально изучили его рукописное наследие и завершили некоторые неоконченные произведения. В этом первостепенную роль сыграл Н.А. Римский-Корсаков, который совместно с А.К. Глазуновым подготовил к печати самое фундаментальное творение – оперу «Князь Игорь».
Бородин – химик, естествоиспытатель завоевал мировое признание еще при жизни. «Что нового сделал ваш Бородин?» – такой вопрос нередко задавали Менделееву, когда он встречался с зарубежными коллегами.
Бородин создал свою научную школу. Он думал о будущем русской науки и много сил отдал воспитанию молодых ученых. Александр Порфирьевич вложил всю свою огромную страсть в дело организации первого в мире женского медицинского высшего учебного заведения, силой своего авторитета способствовал освобождению арестованных за революционные убеждения студентов, организовывал многочисленные концерты, сбор с которых шел на уплату за обучение нуждающихся студентов.
Поистине, этот человек за свою недолгую жизнь смог прожить, по меньшей мере, две жизни. И не случайно спорят по сей день химики и музыканты, кому принадлежит Бородин: науке или искусству? На это может быть только один ответ: Александр Порфирьевич Бородин принадлежит народу, из которого он вышел и весь его многогранный талант – свидетельство способностей могучего русского народа.


x