Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Методика проведения химического эксперимента при изучении темы Гидролиз солей

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 718

Манукян Татьяна Анатольевна, учитель химии

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
М.В.Ломоносов

Введение

Если мысленно проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в её развитии огромная роль принадлежит эксперименту. Познание природы веществ достигается с помощью эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи между ними.

Для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от обучающихся требуется глубокое знание законов и теории. Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе химического эксперимента позволит организовать процесс познания сущности химических явлений на уровне и объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Вступление.

Современный урок химии требует соответствующего уровня демонстрации химических опытов, более совершенной методики организации лабораторных и практических работ. При выполнении эксперимента обучающиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы, возникающие в ходе работы. Важно, чтобы эксперимент носил характер серьезной научной работы. Для этого перед обучающимися должна быть поставлена ясная цель проводимых опытов: доказательство теоретических положений, выявление новых факторов и взаимосвязей.

Эксперимент дает возможность устанавливать новые знания, исправлять ошибки, корректировать понимание вопросов химии, делать выводы и обобщения.

В перспективе химический эксперимент должен совершенствоваться в направлении эффективности, внедрения в обучение проблемных и исследовательских опытов.

Необходимо вносить в химический эксперимент элементы творчества. Во-первых, приемы творческой работы могут быть использованы в дальнейшем; во-вторых, помогают более основательно изучать содержание предмета; в-третьих, расширяют кругозор.

В процессе преподавания химии чаще использовали две формы химического эксперимента; иллюстрирующую и исследовательскую. Но в последнее время появилось новая форма – проблемный эксперимент, которая приближает школьный эксперимент к научному исследованию, дающая возможность создать проблемную ситуацию и вызвать интерес обучающихся к поиску ответов. Когда перед обучающимися поставлена проблема, они непроизвольно включаются в поисковую деятельность. Проблемный эксперимент может применяться на различных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, при повторении и закреплении ранее изученного, при контроле и коррекции знаний обучающихся.

При проведении химического эксперимента необходимо помнить о вопросах охраны труда и правилах безопасности. Для этого выбирать тщательно содержание опытов, химического оборудования и реактивы.

Основная часть

Рассмотрим в качестве примера лабораторный опыт «Гидролиз солей»

Цель. Расширить представление учащихся о химических свойствах солей на примере взаимодействия их с водой (гидролиз солей).

Реактивы и оборудование. Растворы хлорида натрия, карбона, натрия, сульфата меди (2), гидроксида натрия, соляной кислоты; фенолфталеиновая и универсальная индикаторная бумага.

Актуализация имеющихся знаний. В пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и водой опускают универсальную индикаторную бумагу. Наблюдают, что в пробирках № 1 и № 2 её цвет изменяется, а в пробирке с водой - нет. Обучающимся известно, что растворы кислот и оснований (щелочей) изменяют окраску индикаторов. Это обусловлено наличием катионов водорода в первой пробирке и гидроксид-ионов - во второй. В воде окраска индикаторов не изменяется из-за отсутствия тех и других ионов.

Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы.

  1. В раствор хлорида натрия добавляют лакмуса. Изменение окраски индикаторов не наблюдается.
  2. В растворы нитрата натрия и хлорида меди (2) добавляют раствор лакмуса.

В обоих случаях изменяется окраска индикаторов.

До сих пор обучающиеся считали, что водный раствор солей - нейтральный, поскольку при диссоциации солей не образуется ни катионы водорода, ни гидроксид-ионы. Изменения окраски индикаторов в растворах солей вступает в противоречие с имеющимися у них представлениями. На основании этого формируется проблема: почему водные растворы солей в одних случаях изменяют окраску индикатора, а в других - нет?

Выдвижение гипотезы. Учащиеся считают, что причина изменения окраски индикаторов в растворах солей обусловлено, по-видимому, присутствием катионов водорода и гидроксид-иона.

Решение проблемы, выводы. Опираясь на имеющиеся знания, ученики составляют схемы гидролиза солей в ионной форме и объясняют сущность наблюдаемых явлений. Оформление работы ученики устанавливают, что соли образованные сильными кислотами и основаниями, гидролизу не подвергаются. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой и так же сильным основанием и слабой кислотой, взаимодействуют с водой с образованием малодиссоциирующих веществ и освобождением гидроксид ионов и катионов водорода.

Оформление работы (таблица).

3аключение

Использование химического эксперимента в обучении является, пожалуй, наиболее исследованным вопросом методики, т.к. только в эксперименте осуществляется прямой контакт ученика с веществом и химической реакцией. В дальнейшем в профессиональном химическом образовании для исследования веществ и процессов применяют сложные приборы, раскрывающие в основном количественную сторону. Сами по себе внешние проявления свойств веществ и особенностей химических реакций отодвигаются на второй план, предполагается, что это уже давно пройденный этап.

Тем не менее эксперимент как таковой в химической науке выполняет важную методологическую функцию: определяет достоверность научных данных, с одной стороны, и способствует накоплению фактов- с другой. И это обязательно должно найти отражение в учебном процессе о том, что изучение химии нужно сопровождать экспериментом, стало ясно задолго до формирования методики обучения химии как науки. Подтверждение этому можно найти в трудах всех великих химиков, имевших многочисленных учеников и уделявших время преподавательской деятельности. Все они подчёркивали необходимость проверки любого утверждения с помощью эксперимента.

Список использованной литературы

  1. Ю.В Сурин, С.С. Балезина " Проблемный эксперимент при изучении гидролиза солей в 9 классе", "Химия в школе", 1990, №3.
  2. А.А. Журин "Лабораторные опыты и практические работы по химии ", М.,"Аквариум", 1997.
  3. «Лабораторные и практические работы», С-Пб, «Тригон», 1997.
  4. В.Я. Вивюрский " Методика химического эксперимента", 2004.
  5. Б.Д. Стенин, Л.Ю. Аликберова " Книга по химии для домашнего чтения", 1995.
  6. С.В. Бочарова " Нестандартный урок химии", Волгоград, Корифей, 2006.
  7. О.Г. Блохина " Я иду на урок химии"- М.: " Первое сентября" 2000г.
  8. А.А. Дроздов " Поурочное планирование по химии"- М.: " Экзамен", 2006.
  9. Илья Леенсов " Занимательная химия"- М.: "РОСМЭН", 2000.
  10. Б.Д. Стенин, Л.Ю. Аликберова " Занимательные задания и эффективные опыты по химии "- М. : Дрофа 2002г.
  11. Э. Троссе, Х. Вайсмантель "Химия для любознательных», .Ленинград, «Химия».
  12. Ю.И. Смирнов "Мир химии"- С-Пб.: «Мим – Экспресс», 1995.
  13. В.М. Алексинский "Занимательные опыты по химии"- М.: «Просвещение».
  14. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман " Химия " 9кл., 2005.