Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 851

Ерёменко Анна Вячеславовна, учитель информатики Пархоменко Ирина Петровна, учитель истории

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,43 МБ)


Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. И это не случайно. Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, историческому прошлому нашего народа, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения, что, в свою очередь, мешает развитию тех демократических процессов, которые происходят сейчас в стране: формирование гражданского общества и правового государства.

Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитания молодежи находятся сегодня в центре внимания общественности и государства. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”. В ней была поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота.

Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.

Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству? Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Это объясняется следующими особенностями данной дисциплины:

Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.

Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

Этап работы над проектом Содержание работы учащихся Результат личностного развития учащихся
I этап. Выбор темы. Анализ известных из уроков истории фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка (формулирование) проблемы исследования. Проявление личностного интереса к тому или иному историческому событию. Возможность поставить личностную проблему, например:
  • понимание связи эпох (Великая Отечественная война – наши дни);
  • понимание значимости исторического опыта для личности учащихся;
  • возможность научиться вживаться в образ другого человека, уметь “встать на его место”, рассуждать с его точки зрения;
  • ощущение связи эпох и поколений;
  • понимание бесчеловечности войны;
  • осознание того, что самоотверженность и упорный труд народа позволили защитить Отечество и сохранить его независимость.
II этап. Поисковая работа. Сбор материала. Работа в районных музее и архиве, встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, свидетелями событий, работа с материалами музеев школы и детского дома. Знакомство с конкретными судьбами людей, повседневностью, бытом тех лет; соотнесение фактов местной истории с событиями исторического значения, определение места и роли событий, происходивших в районе в общей исторической картине - все это приводит к появлению чувства сопричастности к событиям отечественной истории.
III этап. Составление сценария презентации. Выбор сюжета для рассказа, отбор информации, составление плана ее представления. Анализ информации, полученной в ходе поисковой работы. Обобщение фактов. Если на 2 этапе использовался дидактический принцип “от общего к частому”, то теперь происходит реализация принципа “от ближнего к дальнему, от частного к общему”. Только теперь полученные обобщения имеют личностный смысл для учащихся.
IV этап. Создание презентации. Оформление слайдов текстовой, графической звуковой информацией. Создание анимации. В ходе работы участники проекта как бы становятся на место своих героев, “проживают” их судьбу. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие. В результате школьники приходят к прочувствованному и более глубокому пониманию изучаемой эпохи, поступков представителей прошлых поколений.
V этап. Предъявление презентации общественности Защита проекта и последующая демонстрация презентации в памятные дни, на линейках, тематических классных часах, уроках информатики и истории, творческих уроках для учащихся младших классов. Учащиеся получают удовлетворение от:
  • сделанной творческой работы;
  • возможности донести до других свои выводы, чувства, переживания;
  • осознания нужности и востребованности своего труда;
  • нахождения единомышленников.

В результате происходит пропаганда историко-краеведческих знаний среди учащихся, что способствует формированию чувства патриотизма не только у участников проекта, но и у их слушателей.

Таким образом, организация работы учащихся над данным проектом позволила создать условия для решения следующих задач:

Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:

В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.