Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок по теме Язык химии. Знаки химических элементов

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 739

Рябова Ольга Евгеньевна, учитель химии и биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,01 МБ)


Аннотация

В химических текстах можно встретить множество терминов, понятных только узким специалистам. Но есть слова, известные каждому грамотному человеку: названия элементов, многих веществ и методов их обработки. Некоторые из этих названий придуманы недавно, другие имеют тысячелетнюю историю. Происхождению многих из этих названий и посвящена данная работа. Данная работа актуальна хотя бы, потому что это интересно. Данная работа посвящена этимологическому анализу названий химических элементов, что способствует более осознанному овладению химическими понятиями и законами, а также развитию интереса к химии. При ознакомлении с каждым новым термином необходимо, чтобы учащиеся не только поняли значение слова и запомнили его как буквенное целое, но и уяснили происхождение слова. Объяснение того, что обозначают химические элементы, способствует более прочному запоминанию.

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения названий элементов
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать и обобщать полученные сведения по этимологии названий химических элементов, продолжить формирование умения работать с разными источниками информации.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные

Список используемой литературы:

  1. Происхождения названий химических элементов и терминов. И.А. Леенсон, «Химия и жизнь – 21 век».
  2. Рубцова А.Д. «Этимология названий химических элементов».
  3. Уразов И.А. Почему мы так говорим. – М., 1996.
  4. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. – М.,1980
  5. Н.А.Фигуровский «Открытие элементов и происхождение их названий». – Москва, Наука, 1970.

Этап урока

Методы

Методические приемы

Время
1. Организационный момент 1 мин.
2. Адаптационный этап (подготовка учеников к восприятию нового материала – постановка цели урока (учебной задачи) и мотивация учения, актуализация знаний путем фронтального опроса) Словесный: элементы дискуссии и беседы (актуализация знаний), рассказа. Постановка проблемы, сравнения; выявление признаков; индивидуальная работа, ответ с места 5-7 мин.
3. Формирующий (основной) этап (решение учебной задачи: организация восприятия нового материала; работа по осмыслению и закреплению нового материала, через проверку знаний, обобщение и систематизацию имеющихся знаний) Словесные: рассказ, элементы дискуссии, работа с книгой (актуализация знаний). Практические: распознавание и определение объектов, находящихся в свободном доступе в лаборатории
Наглядные: изучение натуральных объектов, изобразительных пособий
Выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения, беседа, ответ у доски и с места; таблица для заполнения, высвеченная на доске; раздача объектов учащимся; последовательное высвечивание заполненных граф таблицы 25-27 мин.
4. Подведение итогов урока, рефлексия. Словесные: рассказ Обобщение – написание синквейна 10 мин.
5. Домашнее задание Словесные: рассказ 2-3 мин.

Содержание и методика проведения

1. Актуализация знаний: проводится в форме беседы (фронтального опроса), учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, поднимая руку.
2. Постановка учебной задачи
3. Закрепление изученного материала
4. Домашнее задание:

Межпредметные связи на уроке: история, английский, русский язык, МХК

Происхождением слова и описанием его отношений с другими словами того же языка или других языков занимается наука этимология. Иными словами, этимология – это раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков. Так вот ребята сегодня на уроке мы рассмотрим происхождение некоторых химических элементов. На все у нас просто не хватит времени. Можно выделить следующие группы элементов.

Элементы, названные в честь небесных тел или планет Солнечной системы

Уран, нептуний, плутоний

В 1781 году английский астроном Уильям Гершель открыл новую планету, которую назвали Ураном – по имени древнегреческого бога неба Урана, деда Зевса. В 1789 году М. Клапрот выделил из минерала смоляной обманки чёрное тяжёлое вещество, которое он принял за металл и, по традиции алхимиков, „привязал“ его название к недавно открытой планете. А смоляную обманку он переименовал в урановую смолку (именно с ней работали супруги Кюри).

В 1846 году астрономы открыли предсказанную незадолго до этого французским астрономом Леверье новую планету. Её назвали Нептуном – по имени древнегреческого бога подводного царства. Когда в 1850 году в минерале, привезенном в Европу из США, обнаружили, как полагали, новый металл, его, под впечатлением открытия астрономов, предложили назвать нептунием.

В 1930 году была открыта девятая планета Солнечной системы, предсказанная американским астрономом Ловеллом. Её назвали Плутоном – по имени древнегреческого бога подземного царства. Поэтому было логично назвать следующий за нептунием элемент плутонием; он был получен в 1940 году в результате бомбардировки урана ядрами дейтерия.

Церий

В новогоднюю ночь 1 января 1801 года, итальянский астроном Джузеппе Пиацци обнаружил первую малую планету, которую вскоре "окрестили" Церерой. А спустя всего два года, в 1803 году был открыт новый элемент, названный в честь астероида Цереры, церием.

Элементы, получившие названия в честь мифических героев

Кадмий

Открыт в 1818 году немецким химиком и фармацевтом Фридрихом Штромейером в карбонате цинка, из которого на фармацевтической фабрике получали медицинские препараты. Греческим словом „кадмейа“ с древних времён называли карбонатные цинковые руды. Название восходит к мифическому Кадму (Кадмосу) – герою греческой мифологии, брату Европы, царю Кадмейской земли, основателю Фив, победителю дракона, из зубов которого выросли воины.

Ниобий и тантал

В 1801 году английский химик Чарлз Хатчет проанализировал чёрный минерал, хранившийся в Британском музее и найденный ещё в 1635 году на территории современного штата Массачусетс в США. Хатчет обнаружил в минерале оксид неизвестного элемента, который получил название Колумбии – в честь страны, где он был найден (в то время США ещё не имели устоявшегося названия, и многие называли их Колумбией по имени первооткрывателя континента). Минерал же назвали колумбитом. В 1802 году шведский химик Андерс Экеберг выделил из колумбита ещё один оксид, который упорно не хотел растворяться (как тогда говорили – насыщаться) ни в одной кислоте. „Законодатель“ в химии тех времён шведский химик Йене Якоб Берцелиус предложил назвать содержащийся в этом оксиде металл танталом.

Прометий

В 1947 году американские исследователи Дж. Маринский, Л. Гленденин и Ч. Кориэлл, разделив хроматографически продукты деления урана в ядерном реакторе. Жена Кориэлла предложила назвать открытый элемент прометием, по имени Прометея, похитившего у богов огонь и передавшего его людям. Этим подчеркивалась грозная сила, заключенная в ядерном „огне“. Жена исследователя оказалась права

Торий

В 1828 году Й.Я. Берцелиус обнаружил в редком минерале, присланном ему из Норвегии, соединение нового элемента, который он назвал торием – в честь древнескандинавского бога Тора.

Ванадий

Открыт в 1830 году шведским химиком Нильсом Сефстремом в шлаке доменных печей. Назван в честь древнескандинавской богини красоты Ванадис, или Вана-Дис. В этом случае тоже выяснилось, что ванадий открывали и раньше, и даже не один раз – мексиканский минералог Андрее Мануэль дель Рио в 1801 году и немецкий химик Фридрих Вёлер незадолго до открытия Сефстрема. Но дель Рио сам отказался от своего открытия, решив, что имеет дело с хромом, а Вёлеру завершить работу помешала болезнь.

Гелий

Итальянский астроном Анджело Секки 13 ноября 1968 года обратил внимание на „замечательную линию“ в солнечном спектре вблизи известной жёлтой D–линии натрия. Он предположил, что эту линию испускает водород, находящийся в экстремальных условиях. И только в январе 1871 года Локьер высказал идею, что эта линия может принадлежать новому элементу. Впервые слово „гелий“ произнёс в своей речи президент Британской ассоциации содействия наукам Уильям Томсон в июле того же года. Название было дано по имени древнегреческого бога солнца Гелиоса. В 1895 году английский химик Уильям Рамзай собрал выделенный из уранового минерала клевеита при его обработке кислотой неизвестный газ и с помощью Локьера исследовал его спектральным методом. В результате „солнечный“ элемент был обнаружен и на Земле.

Элементы, названные в честь государств и географических объектов

Рутений

Этот металл платиновой группы открыт К. К. Клаусом в Казани в 1844 г. при анализе им, так называемых заводских платиновых осадков. Клаус выделил новый металл в виде сульфида и предложил назвать его рутением в честь России.

Германий – в честь Германии
Галлий, франций – в честь Франции
Скандий – в честь Скандинавского полуострова
Европий – в честь Европы
Америций – в честь Америки
Полоний – в честь Польши

Элементы, названные в честь городов

Гафний – в честь Копенгагена
Лютеций – в честь Парижа ( Лютеция)
Берклий – в честь города в США
Дубний – в честь города Дубна в России
Иттрий, тербий, эрбий, иттербий – в честь города Иттерби в Швеции, где был обнаружен минерал, содержащий эти элементы
Гольмий – в честь Стокгольма (его старинное латинское название Holmia)

Элементы, названные в честь исследователей

Гадолиний

В 1794 году финский химик и минералог Юхан Гадолин открыл в минерале, найденном вблизи Иттербю, оксид неизвестного металла. В 1879 году Лекок де Буабодран назвал этот оксид гадолиниевой землей (Gadolinia), а когда в 1896 году из неё был выделен металл, его назвали гадолинием. Это был первый случай, когда химический элемент назвали в честь учёного.

Фермий и эйнштейний

В 1953 году в продуктах термоядерного взрыва, который американцы произвели в 1952 году, были обнаружены изотопы двух новых элементов, которые назвали фермием и эйнштейнием – в честь физиков Энрико Ферми и Альберта Эйнштейна.

Кюрий

Элемент был получен в 1944 году группой американских физиков во главе с Гленном Сиборгом путём бомбардировки плутония ядрами гелия. Его назвали в честь Пьера и Марии Кюри.

Менделевий

Впервые о его получении заявила в 1955 году группа Сиборга, но лишь в 1958 году в Беркли были получены надёжные данные. Назван в честь Д.И. Менделеева.

Нобелий

Впервые о его получении сообщила в 1957 году международная группа учёных, работавших в Стокгольме, которая и предложила назвать элемент в честь Альфреда Нобеля. Позднее выяснилась ошибочность полученных результатов. Первые надёжные данные об элементе 102 получены группой Г.Н. Флёрова в 1966 году. Ученые предложили переименовать элемент в честь французского физика Фредерика Жолио-Кюри и назвать жолиотием (Jl). В качестве компромисса было и предложение назвать элемент флёровием – в честь Флёрова. Вопрос оставался открытым, и в течение нескольких десятилетий символ нобелия помещали в скобках. Так было, например, и в 3-м томе Химической энциклопедии, опубликованной в 1992 году, в котором содержалась статья о нобелии. Однако со временем вопрос решился, и начиная с 4-го тома этой энциклопедии (1995 год), а также в других изданиях символ нобелия освободился от скобок.

Лоуренсий

О получении различных изотопов элемента 103 сообщалось в 1961 и в 1971 годах (Беркли), в 1965, 1967 и 1970 годах (Дубна). Элемент был назван в честь Эрнеста Орландо Лоуренса, американского физика, изобретателя циклотрона. Имя Лоуренса носит Национальная лаборатория в Беркли.

Резерфордий

Первые опыты по получению элемента 104 были предприняты Иво Звара с сотрудниками ещё в 60-х годах. Г.Н. Флёров с сотрудниками сообщили о получении другого изотопа этого элемента. Было предложено назвать его курчатовием (символ Ku) – в честь руководителя атомного проекта И.В. Курчатова. Американские исследователи, синтезировавшие этот элемент в 1969 году, использовали новую методику идентификации, полагая, что полученные ранее результаты нельзя считать надёжными. Они предложили название резерфордий – в честь выдающегося английского физика Эрнеста Резерфорда, ИЮПАК предлагал для этого элемента название дубний. Международная комиссия пришла к выводу, что честь открытия должна быть разделена обеими группами.

Курчатовий

Согласно теории Сиборга о сходстве строения электронных оболочек лантаноидов и трансурановых элементов, элемент 104, являясь аналогом гафния, должен принадлежать не к группе актионоидов, а к подгруппе титана, циркония и гафния. Он был назван курчатовием в честь крупнейшего советского ученого в области ядерной физики И. В. Курчатова.

Борий

Первые надёжные сведения о свойствах элемента 107 получены в ФРГ в 1980-х годах. Элемент назван в честь Нильса Бора.

Выводы

Работа над этимологией терминов и названий позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи химии не только с историей, культурой, но и с русским, английским, немецким и другими языками, что способствует гуманитаризации курса химии. Следует отметить, что авторы учебников по химии для средней школы проводят определенную работу в этом направлении. На наш взгляд, среди большого разнообразия учебников выгодно выделяются в этом отношении учебники О.С.Габриеляна. В них достаточно хорошо представлен исторический и культурологический подход к изучению химии. Но все, же проблема обучения учащихся химическому языку на основе этимологического анализа не может считаться решенной до конца. Практика показывает, что зачастую, запомнив тот или иной термин без специального разбора, ученик не может правильно записать его или использовать. Классическим является случай, когда учащиеся даже старших классов слово "молекула" пишут через "а" ("малекула"). Такому написанию они дают следующее объяснение: "Это очень маленькая частица вещества, ее название произошло от слова "маленький". Если учитель химии своевременно объяснит, что слово "молекула" произошло от латинского корня moles – "масса", а не от русского слова "малый", такого неверного толкования ученики не сделают и не допустят ошибки при написании. Если своевременно при ознакомлении с новыми терминами учитель будет использовать этимологический анализ, это поможет учащимся осознанно воспринимать информацию, поможет избежать механического запоминания, а также расширит кругозор учащихся, создаст условия для формирования устойчивого познавательного интереса к химии.