Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Личностно ориентированное обучение на уроке химии (на примере технологии педагогических мастерских)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 496

Рассохин Роман Владимирович, учитель химии

Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.

Цель личностно ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

За годы работы в школе (7 лет) я понял, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Всё начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это:

  1. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно лёгким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нём страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.
  2. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.
  3. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
  1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
  2. Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
  3. Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
  4. Индивидуализация домашнего задания;
  5. Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
  6. Организация исследовательского эксперимента;
  7. Использование проектных технологий;
  8. Постановка проблемы и поиск её решения;
  9. Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.

Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесёт ученик с урока. Только ли тот “кусочек”, который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение её, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель. необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, информационно-коммуникационные технологии. Второй год я использую в своей работе исследовательскую технологию. Что это даёт?

  1. Повышение уровня активности на уроке;
  2. Интеграция между предметами различных образовательных областей;
  3. Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать её.
  4. Постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;
  5. Повышение качества знаний учащихся;
  6. Профессиональное самоопределение учащихся.

На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребёнка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, предположения, опровержения. Уверен в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рождённой его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешённая задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

Привожу 2 урока по одной той же теме “Кислоты” с использованием двух различных технологий: педагогических мастерских” и технологии “обучения младших школьников”. Последний урок приведен в приложении 1.

Применение технологии педагогических мастерских при изучении темы "Кислоты" 8 класс.

Цель урока:

Cформировать умения учащихся находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию;

Сформировать коммуникативные, исследовательские, валеологические компетенции.

Цель достигается при изучении конкретного вопроса: “Кислоты: состав, классификация, взаимодействие с металлами”.

В соответствии с темой можно выделить следующие учебные задачи:

Продолжить формирование понятий простое и сложное вещество на примере кислот.

Охарактеризовать состав, классификацию, физические свойства кислот.

Показать роль кислот в жизнедеятельности человека животных и растений.

Оборудование: учебник Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман Химия 8; растворы серной, соляной, уксусной кислот, лимон (лимонная кислота); образцы металлов - магний, цинк; индикаторы; компьютер, презентация. Лепестки фиалок (или роз).

Ход мастерской

I. Индуктор

На слайде написаны незаконченные предложения:

“Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе…

Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах……..

Реагируют с металлами…”

Переваривание пищи в желудке у всех земных животных происходит в … среде. В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить под приведенное выше описание?

Учащиеся:……(называют элементы, вещества в т.ч. кислоты)

Учитель: Тема нашего урока “Кислоты”

II. Работа в группах

Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и растениях), могут “выливаться” нам на голову вместе с атмосферными осадками.

А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек), и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.

Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.

Учащиеся обсуждают.

Социализация №1. Группы выступают

III. Ситуация “разрыва”

Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но… вся ли информация сейчас прозвучала?

Учащиеся: ТОЧНО НЕТ!

Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек познакомился с кислотами, о их роли в природе и жизни живых организмов, о их физических и химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны…А также в стороне остались способы получения, классификация и применения ……

Тема “Кислоты” изучается в курсе химии всех школ на земном шаре. Так уж получилось. История химии описывает забавный случай, произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом Бором. Во время фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И вдруг…пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные металлы (золото, серебро, платина). У Бора были старинные золотые монеты и золотые медали. Не долго думая, Бор бросает эти золотые изделия в смесь азотной и серной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и следа, а полученные растворы Бор преспокойно поставил на полку. Хотя было известно, что ни с соляной ни с азотной кислотой по отдельности золото не реагирует!!!

А через 3 дня Бор уже выделил свое золото из растворов обратно.

Для того, чтобы не попасть “впросак”, и не быть обманутыми, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности:

Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.

Задания и роли

1. Историки

Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?

2. Учёные

Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус).

Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты

3. Математики

1. Дайте определение кислот.

2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.

Название кислоты Ф Формула кислоты Кислотный остаток/его ва лентность Н Название соли

4. Физики

Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.

5. Химики

Расскажите о взаимодействии кислот с металлами. Проделайте следующие опыты:

Опыт№1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой

Опыт №2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной, соляной и уксусной кислотами.

Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы (4 столбик НЕ ЗАПОЛНЯТЬ)

Металл К Кислота Н Наблюдение Ур Уравнение реакции

Капитаны групп выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.

Учитель: Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Как говорил Шекспир “От кислых яблок сразу кисну”. Я надеюсь, что мы с Вами не начнем киснуть и от ваших выступлений.

Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать:

учебник авторов Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004 г.

учебник авторов Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8 класс, М. Просвещение, 2008 г.

учебник Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия 8 кл, Вентана Граф 20010 г.

дополнительную литературу (Б.В. Мартыненко Химия: кислоты и основания).

На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате (слайды презентации или листы А3) и защита.

Учащиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.

Социализация №2

Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы.

Учитель заполняет совместно с учениками таблицу, приводя и объясняя составление уравнений химических реакций (если успеваем).

IV. Обобщение

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислороде. А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот: Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестка фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька. Почему? И где это свойство лепестков можно применять?

Демонстрируем опыты с лепестками фиалки (или розы белой). Слушаем ответы учащихся.

Учитель (в зависимости от ответов): Молодцы, правильно, или сейчас скинем от ответов.

Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе веществ с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, математик.

Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислотах.

Учащиеся готовят проекты своей группы.

Социализация № 3.

Группы выступают.

V. Рефлексия

Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!

А сейчас я попрошу вас, ребята, всех сесть в круг.

Учитель: Ответьте на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?”

Учитель: Всем спасибо за творчество и сотворчество! Выставление отметок за урок.

VI. Домашнее задание