Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Внимая ужасам войны. Час общения, посвященный войне в Афганистане

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 470

Шиншинова Наталья Николаевна, преподаватель истории

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,97 МБ)


Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей родине. По В.И. Далю слово “патриот” означает “любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб...”. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

В НПО ПУ№4 существует система ключевых мероприятий, которые так или иначе способствуют воспитанию патриотических чувств учащихся.

Данный информационный час общения разработан с этой же целью.

Оформление:

- выставка с книгами на тему “Афганская война”, одна гвоздика в вазочке перед книгами, солдатская фуражка;

- мультимедиапрезентация;

- поминальные свечи;

- по бокам стенды с надписями:

1. Никто не забыт - ничто не забыто.
Но чтобы не забыть -надо помнить.
А чтобы помнить, - надо знать.

Афганская война с 22.12.1979 г. - 15.02.1989 г.

2. Афганистан болит в моей душе.

3. Чеченские компании:

1994-1997 гг. - первая чеченская война;

1999, сентябрь - начало антитеррористической операции в Чечне;

1999–2000 гг. - вторая чеченская компания.

Материально-техническое обеспечение: мультимедиапрезентация, песни об Афганистане и Чечне.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей Афганской войны опираясь на документы и воспоминания участников войны в Афганистане.
  2. Воспитывать у учащихся чувство патриотического долга, а главное, чувство сострадания к погибшим.
  3. Заставить задуматься о войне...
  4. Развитие навыков критического мышления, умения собирать информацию.

Ожидаемые результаты:

1 .Знакомство учащихся с войной в Афганистане, попытка ответить на проблемные вопросы в отношении войны в Афганистане.

2. В ходе подготовки к мероприятию собрать материал для краеведческого музея.

Ход мероприятия

Слайд №1 с названием мероприятия.

Звучит музыка (“Группа Р.” - песня “Солдаты России”) и слова чтеца в записи.

Чтец. Павшим и живым, воевавшим и воюющим посвящается... (Слайд №2)

Продолжает звучать музыка. На ее фоне выходят ведущие (преподаватель истории и учащиеся).

Преподаватель. Антон вам сейчас прочтет одно стихотворение, а вы его внимательно прослушайте.

Ведущий №1.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешиться жена,
И друга лучший друг забудет:
Но где-то есть душа одна
- Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы
- То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Преподаватель.

Как вы думаете, когда написано это стихотворение? Оно написано А.Некрасовым в 1853 году, т.е. оно написано 157 лет тому назад. Но мы, живущие в 2010 году по-прежнему знаем, что такое война. Отлично понимая последствия этого явления, люди не хотят его остановить. Пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны.

В русской истории есть такое понятие как справедливая и не справедливая война.

Приведите мне примеры справедливых войн (ответ учащихся: Война 1612 г., Отечественная война 1812 г., ВОВ. т.е. это война народная, где весь народ защищает свое государство от вторжения врагов). Об участниках этих войн говорят с гордостью. Сами войны подробно разбираются в учебниках истории. Но есть войны которые не поняты до сих пор. Одна из таких войн - Афганская. (Слайд №3).

Ведущий №1.

В людском потоке улицы
Мелькнет лицо знакомое -
Обветренные губы,
Коричневый загар.
Быть может, был
В Кабуле он,
Шинданде иль в Баграме,
А может, сердце вздрогнет
При слове Кандагар.
Но мне не так уж важно,
Откуда этот парень.
Мне важно, что - оттуда,
Мне важно, что был там.
И не пройду я мимо
Я лишь спрошу тихонько,
В ответ услышу слово,
Пароль один: Афган... (Слайд №4).

Преподаватель. Эта война порождает множество споров. А в учебниках истории этой войне посвящено всего полстраницы. С чем это связано?

В чем причина ввода войск на территорию Афганистана? Какие цели преследовал СССР? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить. Но прежде проверим ваши знания в отношении войны в Афганистане.

Проведем викторину:

1. Кто такие шурави? (Так афганцы называли советских воинов)

2. Кто такие моджахеды? (В переводе с арабского бойцы за веру. Так называют активных участников религиозных и политических движений в странах Ближнего и среднего Востока. Именно они воевали против советских войск в Афганистане).

3. В чем перевозили "груз 200" и что это такое? (В “черных тюльпанах” - это цинковые гробы с погибшими солдатами). (Слайд №5).

4. Что такое ДШК? (Крупнокалиберный пулемет)

5. Что такое БРДМ? (Боевая разведывательная дозорная машина)

6. Что такое триплексы? (Приборы наблюдения)

7. Что такое царандой? (Афганская народная милиция)

8. Кто такие сарбозы? (Так называли афганских солдат)

9. Что означало выражение “на дорогу” среди наших воинов в Афганистане? (Означало выход в боевой рейд)

10. Кто и как принимал решение о вводе войск в Афганистан? (Решение было принято 12 декабря 1979 года в тайне от Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и Политбюро главой государства Леонидом Ильичем Брежневым и его ближайшим окружением. Многие были с ним не согласны)

11. Кем и когда в правительственных кругах был поднят вопрос о выводе войск из Афганистана? (Михаилом Горбачевым на очередном пленуме ЦК КПСС в середине октября 1985 года)

Преподаватель. Вижу, вы серьезно подошли к этой теме, достойно ответив на вопросы. А что может быть лучшей наградой, чем песня, ведь именно хорошая песня поддерживает настроение солдат (звучит песня в исполнении учащегося 1 курса). (Слайд №6).

Преподаватель. 15 февраля 1989 года командующий 40 армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Громов последним покинул Афганистан, переехав из афганского г.Хайратона в Термез. А 15 февраля 2010 года этому событию исполнилось 21 год... (Слайд № 7. Данные: С 22 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане мы потеряли по официальным данным 13310 человек, более 30 тысяч ранеными и искалеченными, около 311 пленными и пропавшими без вести, не говоря уже о потерях боевой техники и материальных затратах. За 9 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек, 72 человека - участника этой войны получили звание Героя Советского Союза. И это не смотря на то, что юридически наша страна не находилась в состоянии войны).

Преподаватель.

Русский парень лежит на Афганской земле.
Муравей-мусульманин ползет по скале.
Очень трудно ползти...
Мертвый слишком небрит,
И тихонько ему муравей говорит:
“Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно - где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавший слово “ислам”?
Разве мало убитых Вам, - чтобы опять
К двадцати миллионам еще прибавлять?!”.

Для ответа на этот вопрос перенесемся в прошлое (Слайд №8. Карта). Обратимся к карте... (под музыку выходят двое выступающих)...

Ведущий №2. (работает с картой Афганистана). Вторая половина 70-х гг. - это время холодной войны и биполярного мира. К 1973 году американцы уже разместили в Иране, Пакистане свою систему ПВО и эти страны стали для Союза чужими. НАТО объявило о готовности разместить ракеты класса “Першинг” у границ Организации Варшавского Договора. Афганистан стал просто опасен для нас. Укрепило руководство страны в этом решении и поведение президента Афганистана Амина, который пришел к власти путем переворота и убийства президента Тарази. Амин учился в США, часто бывал в этой стране, и подозревался в симпатиях к США.

Ведущий №3. В Афганистан советские войска официально вошли 27 декабря 1979 года, захватив спетчастями КГБ дворец Амина. На самом деле еще 9 декабря 1979 года опередив американцев всего на 2 часа в Афганистане высадилась 1-я десантная витебская дивизия, солдаты которой даже не знали куда их направляют, думая что это учения.

Амин был убит. Посаженный с помощью Советского Союза президент Б. Кемаль одобрил ввод советских войск соответствующим приглашением.

Преподаватель. А что же говорят о этой войне ее участники? Я представляю Вам нашего земляка, участника боевых действий в Демократической Республике Афганистан .

Ведущий №3. Спасибо Вам, что Вы поделились с нами своими воспоминаниями. Несмотря на переоценку аспекта Афганской войны, подвиг российских солдат остается чистым и достойным. Они не струсили, не спрятались, вели себя так, как подобает воинам. Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Мы это понимаем, и эта песня посвящается ВАМ.

Преподаватель. Быстро крутится колесо истории. Афганская война отошла в далекое прошлое. Но есть еще одна война, история которой только пишется. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам позволяют знать, но именно она принесла в нашу страну такое понятие как терроризм. Но у этой войны есть свои свидетели.

Ведущий №1.

Отличные парни
Нашей страны
Недавно вернулись
С чеченской войны.
Это наши сверстники, наше поколение.

У многих живы в памяти Чечня, Афганистан,
Да мало ли других горячих точек.
Средь них Южная Осетия.
Абхазия и Таджикистан,
Никто об этом
Забывать не хочет.

Преподаватель. Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкнет оружие. Они продолжают жить в душах тех, кто в них участвовал. Но не все солдаты возвращаются домой...

(Звучит фонограмма боя. В это время выходят 3 учащихся и рассказывают об учащихся ПУ №4 погибших в локальных конфликтах (С.Менщиков, В.Иванов, А.Шмыгановский) делая шаг вперед называют фамилию, награды, место и время смерти. (Слайд № 9, 10 демонстрирует портреты ребят. Вновь включить фонограмму боя, пока ребята возвращаются на место)

Преподаватель. Существует обычай зажигать поминальные свечи в память родных и близких, которых уже нет с нами. Этим мы как бы говорим, что мы помним о них. Чтобы не забыть - надо помнить, а чтобы помнить - надо знать. Давайте и мы с вами поступим так же.

Ведущие зажигают свечи и преподаватель объявляет: А В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне и в других горячих точках объявляется минута молчания (после нее слайд №11).

Преподаватель. Афганская война по времени растянулась для нас на две великие отечественные. И хотя именовался контингент советских войск в демократической республике Афганистан “ограниченным”, но сколько же молодых ребят за 9 лет прошло через “афганскую” мясорубку.

Да, наши войска ушли из Афганистана (Слайд №12). Никто не должен считать это нашим поражением, потому что свой интернациональный и воинский долг наши ребята выполнили до конца (Слайд №13). Нас не разбили мы уходили сами (Слайд №14, 15), ведь нельзя же без конца делать то, что должна делать сама Афганская народная армия “Царандой”! (Слайд №16 и возврат к слайду №15).

Преподаватель. Дорогие друзья! Наш час общения подошел к концу. На сегодняшней встречи Мы попытались воссоздать картину прошлого и понять причины замалчивания участия СССР в войне в Афганистане. Мы вспомнили все крупные локальные конфликты последних лет, отдали дань павшим и живым, попытались ответить на вопрос ради чего и кого необходимо защищать родину. Тему сегодня мы с вами затронули сложную и я предлагаю вам завершить размышления о ней дома, написав эссе на тему “Ввод войск в Афганистан, необходимость или прихоть?”.