Задачи: систематизировать знания учащихся об основных природных зонах Африки, об основных экологических проблемах материка.
Оборудование:
1. Карта «Африка (физическая карта)».
2. Картины: «Атласские горы»; «Озеро Тангангьика»; «Озеро Ньяса», «Калахари»; «Капские горы», «Водопад Виктория», «Пустыня Сахара», «Ассуанская котловина».
3. Компьютер.
4. Контурные карты.
I. Организационный момент
Перед началом игры команды располагаются по разные стороны классной комнаты (кабинета).
У учителя имеются два закрытых пакета (красный и зеленый) с вопросами для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому – из красного.
II. Повторение
I ГЕЙМ «Дальше …»
Каждая команда получает 6 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы к команде А (красный пакет)
Вопросы к команде Б (зелёный пакет)
II ГЕЙМ «Дальше, дальше …»
На обдумывание ответа отводится 1 минута.. каждый правильный ответ оценивается в один балл. В то время когда команда обдумывает в течение минуты свой ответ, я задаю вопрос другой команде. За правильный ответ один балл засчитывается в общий командный итог.
Вопросы к команде А (красный пакет)
- полуостров Сомали
- Мозамбикский пролив
- озеро Ньяса
- река Нил
- река Конго
- Гвинейский залив
- горы Атлас
- Восточно-Африканское плоскогорье
- Ливийская пустыня
- Капские горы
Вопросы к команде Б (зелёный пакет)
- озеро Чад
- озеро Виктория
- остров Мадагаскар
- горы Атлас
- Гибралтарский пролив
- пустыня Калахари
- Капские горы
- Драконовы горы
- Эфиопское нагорье
- Река Нигер
III ГЕЙМ «Я тебе …»
Каждому игроку команды учитель задает вопрос. Если все пять человек команды отвечают правильно, то команда получает ещё один дополнительный балл (5+1=6). На обдумывание ответа отводится 15 секунд.
Вопросы к команде А (красный пакет)
Вопросы к команде Б (зелёный пакет)
IV ГЕЙМ «Видеовопросы …»
В течение 15 секунд команды рассматривают предлагаемые им картинки, называют, что на них изображено.
Вопросы к команде А (красный пакет)
1. (Учитель проецирует картину «Атласские горы». Затем читает текст).
Образование их связано с новой складчатостью – самой молодой в пределах Африки. Это молодые горы, сложенные смятыми в складки осадочными породами. Для них характерны крутые склоны, зубчатая форма вершин, внутригорные впадины – котловины.
На невысоких отрогах хребтов и склонах сохранилась лесная и кустарниковая вечнозеленая жестколистная субтропическая растительность. Это светлые леса из вечнозеленых дубов, кедров, кустарниковые заросли из земляничного дерева, дрока, олеандра, мирты; часто встречаются молочаи и кактусы, завезенные из Америки. Большой вред естественной растительности наносят козы, поедающие листья и ветви кустарников и даже невысоких деревьев.
Определите какие это горы? (Атласские горы)
2. (Учитель проецирует картину «Озеро Танганьика». Затем читает текст).
Один из крупнейших и интереснейших водоемов Африки. В отличие от других больших озёр Африки, расположенных в районе Великих Восточно-Африканских разломов и имеющих значительные глубины и преимущественно высокие крутые берега.
По берегам водоема высокие крутые берега.
По глубине занимает первое место на материке
О каком водоёме идёт речь? (Озеро Танганьика)
3. (Учитель проецирует картину «Калахари». Затем читает текст).
Занимает большую часть плоскогорья Намибии – одного из самых бесплодных районов земного шара. Это опаленная солнцем равнина, среди которой разбросаны заросли чахлых кустарников и рощи акаций. Большая часть территории находится в зоне саванн и редколесий. На севере территории течёт полноводная река Замбези, а на юге – Оранжевая река.
О какой территории идёт речь? (Калахари)
4. (Учитель проецирует картину «Асуанская котловина». Затем читает текст).
К этой самой длинной в мире реке, путь которой пролегает через территории многих суверенных государств Африки, обращены слова, высеченные иероглифами на гранитной стене одного древнего зернохранилища: «Хвала тебе, кормилец Нил!»
Но истории известно и другое. В многочисленных документах, начиная от древних папирусов, описаны губительные последствия периодических засух и наводнений, которые в отличие от обычных разливов несли разрушения, сеяли голод и смерть на берегах этой реки. Река отличалась постоянством сезонных колебаний водного режима на протяжении многих веков. В последнюю декаду мая она до того пересыхала, что сокращалась до половины своей обыкновенной ширины. Глинистые отмели и черные массы спекшейся на солнце грязи тянулись по обеим её берегам. Через месяц уровень воды в реке еле замтно поднимался. Вода становилась зеленой, липкой и вонючей, и никакой фильтр не в состоянии был её очистить. Затем она сильно прибывала и через 10-12 дней становилась красной как кровь, но вкусной и пригодной для употребления. В конце сентября разлив кончался, и вода начинала убывать, хотя иногда и наблюдалось второе половодье в октябре.
Строительство какого промышленного объекта, построенного с помощью нашей страны, изменило водный режим Нила? (Строительство Асуанского гидроэнергетического комплекса, который был сдан в строй в 1970 году. Асуанская плотина)
Вопросы к команде Б (зелёный пакет)
1. (Учитель проецирует картину «Пустыня Сахара». Затем читает текст).
Это равнинный район, в котором фундамент Африканской платформы перекрыт осадочными породами. За счёт их разрушения образовались большие скопления песков. Под действием ветров пески образуют холмы, разделенные понижениями. Барханы. Такие пески постоянно перемещаются и поэтому очень опасны. Они засывапают оазисы, караванные тропы. Подвижные пески почти лишены растительности. Немногочисленные здесь и животные (мыши, тушканчики, ящерицы, змеи)
Где это можно наблюдать? (Пустыня Сахара)
2. (Учитель проецирует картину «Озеро Ньяса». Затем читает текст).
Одно из крупнейших озёр Восточно-Африканского плоскогорья.
Котловина озера находится в районе частых землетрясений и потухших вулканов, а на дне озера случаются подводные извержения. Обрамляющие озеро горы отличаются большой крутизной склонов.
Вода озера пресная. В него впадает множество небольших рек и ручьев, полноводных летом. Вытекает из озера только одна река. Озеро богато рыбой; в нём обитают бегемоты, крокодилы. Много водоплавающих птиц.
О каком озере идёт речь? (Озеро Ньяса)
3. (Учитель проецирует картину «Капские горы». Затем читает текст).
Эти горы состоят из большого количества коротких средневысотных хребтов, разделенных широкими продольными понижениями. Береговые хребты круто возвышаются над океаном, а внутренние обращены в сторону Калахари.
Здесь преобладают кустарники с мелкой жесткой или глянцевитой серовато-зеленой листвой. В этих зарослях нередки отдельные экземпляры сосен. Горы являются родиной некоторых ярко цветущих трав, введенных в культуру и распространенных теперь по всему миру – гладиолусов, цинерарий, гераней и других.
Климат отличается большой сухостью.
К каким горам подходит эта характеристика. (Капские горы)
4. (Учитель проецирует картину «Водопад Виктория». Затем читает текст).
В Индийский океан несёт свои воды река Замбези. На ней находится один из крупнейших в мире водопадов. Гул и грохот водопада слышны на многие километры.
Какой это водопад. (Водопад Виктория)
V ГЕЙМ «Гонка за лидером»
В течение минуты командам надо ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы к команде А (красный пакет)
Вопросы к команде А (зелёный пакет)
III. Подведение итогов