Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Рабочая программа факультативного курса Формула правильного питания

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 729

Самсонова Инна Юрьевна, учитель химии и биологии

Пояснительная записка

Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цель: формирования культуры здорового питания у школьников в рамках факультативного курса.

Задачи:

Помимо этого, развитие представлений подростков о правильном питании и о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей призвано обеспечить:

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

Общая характеристика факультативного курса «Формула правильного питания»

Факультативный курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся полезных привычек и навыков в области правильного питания, укреплении здоровья ребенка.
Здоровье – сложное, многоаспектное явление, зависящее от множества причин и факторов, имеющих различную природу – биологических, экономических, культурных, политических и т.д.
Целенаправленная, научно и методически обоснованная работа по формированию основ культуры питания, безусловно, оказывает влияние на ситуацию, связанную с состоянием школьников, однако не может определять ее целиком. В свою очередь, в структуре факультативного курса выделяются две основные составляющие: организация целенаправленного воздействия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, и определенная организация среды социального развития школьника, в которой формируемые знания, оценки и навыки востребованы.

Факультативный курс обеспечивает:

– формирование системы знаний о правильном питании как компоненты целости эстетической культуры;
– овладение научным подходом к решению различных задач;
– овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
– овладение умением сопоставить экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
– воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью;
– умение анализировать данные полученные в процессе опроса респондентов;
– формирование умений безопасного и эффективного использование лабораторным оборудованием, проведение опытов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применений межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемый факультатив включает в себя следующие содержательные линии формирования знаний:

– здоровый образ жизни;
– питательные вещества, необходимые организму;
– режим и рацион питания;
– правила гигиены питания;
– правила ответственного покупателя;
– правила безопасного обращения с кухонной техникой, сервировка стола и правила этикета;
– традиции и обычаи питания в разных станах;
– история и культура питания.

Место факультативного курса «Формула правильного питания»

Факультатив рассчитан на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочной занятий со школьниками. Программа состоит из 9-и связанных между собой разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Формула правильного питания»

Метапредметными результатами освоения факультативного курса являются:

– умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
– умение работать с разными источниками информации о здоровом и правильном питании: анализировать и оценивать информацию;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
– способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к собственному здоровью;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
– умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласований и учета интересов, формировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).

Предметными результатами освоение факультативного курса являются:

– усвоение системы знаний о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
– формирование готовности заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье;
– приобретение опыта проведения несложных экспериментов, проведения анкетирования,
– формирование полезных привычек и навыков в области правильного питания.

Содержание факультативного курса

Раздел 1. Здоровье – это здорово.
Раздел 2. Продукты разные нужны, блюда разные важны.
Раздел 3. Режим питания.
Раздел 4. Энергия пищи.
Раздел 5. Где и как мы едим.
Раздел 6. Ты – покупатель.
Раздел 7. Ты готовишь себе и друзьям.
Раздел 8. Кухни разных народов.
Раздел 9. Кулинарная история.
Раздел 10. Как питались на Руси и в России.
Раздел 11. Необычное кулинарное путешествие.

Лабораторные и практические работы

Определение белков в продуктах питания.
Определение жиров в продуктах питания.
Определение углеводов в продуктах питания.
Определение витамина С в продуктах питания.
Определение железа в продуктах питания.
Расчет килокалорий необходимых в день в зависимости от возраста и нагрузки.
Определение качества продуктов питания с помощью органов чувств органолептическими методами.
Определение массы продукта, энергетической ценности, даты выработки, срока годности, содержания полезных веществ, индексов «Е» в продукте по информации на упаковке.
Определение соланина в клубнях картофеля.

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению процесса

Библиотечный фонд

  1. Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.: ил.
  2. Методическое пособие для педагога
  3. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета, в котором будет проводиться факультативный курс «Формула правильного питания», необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения программы. Оснащение кабинета должно включать различные типы средств обучении. значимую роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений, постановки и выполнения опытов, в целом – для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации построении выводов с учетом выполненных наблюдений.

Лабораторный инструментарий и натуральные объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивное доска, коллекция медиаресурсов.
Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения, формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности.
Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ.

Примерный перечень оснащения кабинета

Посуда и принадлежности для опытов.
Слайд-альбомы «Кухни разных народов», «Кулинарная история», «Как питались на Руси ив России».

Планируемые результаты изучения факультативного курса

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяют:

– ведущие цели и основные ожидаемые результаты курса, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса;
– целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся через систему занятий.