В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Правоведение» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Программа курса «Правоведение» предназначена для 10-11-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.
Основными целями данного курса являются:
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Перечисленные умения формируются на основе знаний о:
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Приемы организации деятельности:
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
Отбор содержания данного курса обусловлен практикой преподавания предмета «Основы права» в 9-х классах, элективных курсов в 9 – 11 классах, анкетирования и анализа анкет учащихся.
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Лекций | Практикумов | Семинаров | Форма контроля |
1. | Конституционное право. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. | 12 | 1 |
|
| Устный опрос |
2. | Конституции в России. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
3. | Общая характеристика конституции РФ. |
| 1 |
|
| Письменная работа: написание эссе |
4. | Основы конституционного строя. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
5. | Гражданство в РФ. |
| 1 |
|
| Устный опрос дискуссия |
6. | Федеративное устройство. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
7. | Президент РФ. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
8. | Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
9. | Законотворческий процесс в РФ. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
10. | Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
11-12. | Местное самоуправление. |
| 1 |
| 1 | Письменная работа: тестирование. |
13. | Права человека. Права и свободы человека и гражданина. | 11 |
|
|
| Устный опрос Работа с документами |
14. | Международные договоры о правах человека. |
| 1 |
|
| Устный опрос Работа с документами. |
15. | Гражданские права. |
| 1 |
|
| Устный опрос Работа с документами. |
16. | Политические права. |
| 1 |
|
| Устный опрос Работа с документами |
17. | Экономические, социальные и культурные права. |
| 1 |
|
| Устный опрос Работа с документами. |
18. | Право на благоприятную окружающую среду. |
| 1 |
|
| Устный опрос дебаты |
19. | Права ребенка. |
| 1 |
|
| Устный опрос Работа с документами. |
20. | Нарушения прав человека. |
| 1 |
|
| Устный опрос: ролевая игра |
21. | Защита прав человека в мирное время. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
22-23. | Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
| 1 | 1 |
| Устный опрос Работа с документами |
24- 25. | Избирательное право. Избирательный процесс. | 1 | 1 |
|
| Письменная работа Устный опрос |
26. | Гражданское право. Понятие и источники гражданского права | 8 | 1 |
|
| Устный опрос |
27. | Обязательственное право. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
28. | Наследование. Страхование. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
29. | Право собственности. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
30. | Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
31. | Юридические лица. Виды предприятий. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
32-33. | Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. |
| 1 |
| 1 | Устный опрос Работа с документами |
34. | Законодательство о налогах. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. | 6 | 1 |
|
| Устный опрос |
35. | Виды налогов. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
36. | Налогообложение юридических лиц. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
37. | Налоги с физических лиц. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
38-39. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
| 1 |
| 1 | Письменная работа |
40. | Семейное право. Понятие и источники семейного права. | 5 | 1 |
|
| Устный опрос |
41. | Брак, условия его заключения. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
42. | Права и обязанности супругов. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
43-44. | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
| 1 | 1 |
| Устный опрос Работа с документами |
45. | Трудовое право. Понятие и источники трудового права. | 6 | 1 |
|
| Устный опрос |
46. | Коллективный договор. Трудовой договор. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
47. | Рабочее время и время отдыха. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
48. | Оплата труда. Охрана труда. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
49-50. | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. |
| 1 | 1 |
| Устный опрос Письменная работа |
51. | Административное право. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. | 3 | 1 |
|
| Устный опрос |
52-53. | Административные наказания. |
| 1 |
| 1 | Устный опрос Работа с документами. |
54. | Уголовное право. Понятие и источники уголовного права. | 8 | 1 |
|
| Устный опрос |
55. | Преступление. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
56. | “Новые” преступления. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
57. | Уголовная ответственность. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
58. | Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
59. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
| 1 |
|
| Устный опрос |
60-61. | Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура. |
| 1 |
| 1 | Устный опрос Работа с документами. |
62. | Итоговое занятие. Защитапрезентаций. | 2 |
| 2 |
| Устный опрос Составление и защита презентаций |
63-68. | Резерв. | 6 |
|
|
| Устный опрос |