Цели урока:
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучать тему “Чередования гласных О-А в корне”. Как вы думаете, что важнее на сегодняшнем уроке (выберите один вариант ответа):
А) повторить формулировку правила;
Б) на практике не ошибаться в правописании корней с чередованием;
В) уметь находить условия выбора гласной в корне с чередованием.
Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Б.
Для разминки предлагаю вашу любимую игру.
Задание №1
Развиваем логическое мышление.
Проверяем знание орфографии.
Игра “Четвертое лишнее”
Вставьте пропущенные буквы-орфограммы.
Найдите лишнее слово в каждой группе слов. По какому основанию оно лишнее?
Сегодня вам предстоит выполнить интересную, разнообразную комплексную работу с текстом, чтобы хорошо подготовиться к проверочному диктанту в конце урока.
Для того чтобы не допустить орфографических ошибок по нашей теме, выполните задание №2.
Задание №2
Выполните следующее задание и ответьте на вопрос: можно ли чередующиеся гласные в корне проверять ударением? Обоснуйте свое мнение.
Выделите самую существенную информацию в формулировке правила.
Чередующиеся гласные в корне -А, -О:
а) зависят от ударения:
гар/гор, зар/зор, твар/твор, клан/клон, плав/плов.
Без ударения пишется: гор, зар, твор, клон, плав.
Примеры: загар – гореть, зорька/зарево – заря, поклон/кланяться – наклонять.
Исключения: из(при-)гарь, выгарки, пловец (пловчиха)
б) зависят от значения слова:
равн/ровн.
– В значении “горизонтальный, прямой, гладкий” пишется О, например: ровный, разровнять;
– в значении “одинаковый” пишется А, например: равный, равнение, уравновешенный.
Исключения: поровну, равнина, ровесник, уровень.
мак/мок:
– в значении “погружать в жидкость” пишется А, например: макать в молоко;
– в значении “постепенно пропитываться, пропускать влагу” пишется О, например: плащ промокает;
в) зависят от следующей согласной
лаг/лож, раст/ращ/рос, кас/косн, скак/скоч.
Примеры: предлагать – предложить, скакать – вскочить, росла – выращивать, касаться– коснуться.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, скачок, скачу.
Формирование умений
Выполните задание №3, вспомнив изученные вами правила правописания корней.
Задание №3
Перед вами шесть слов:
1) огурец 2) дневной 3) собака 4) вырастать 5) лесник 6) прикоснуться
Разделите слова на три группы, установив закономерность правописания корня.
Заполните таблицу: запишите в ней общее название для каждой группы слов и перечислите слова, которые вы отнесли к этой группе.
Дополните в таблицу по одному примеру из упр.440, прочитав его беглым чтением.
Как называется эта группа? | Какие слова относятся к этой группе? | |
Группа 1 | ||
Группа 2 | ||
Группа 3 |
Промежуточный контроль
Задание №4
Мини-проверочная работа. Проверяем практические умения по теме “Орфография”.
Задание 1.
Найдите и подчеркните слово с буквой О в корне с чередованием гласных.
Задание 2.
Найдите и подчеркните слово с буквой А в корне с чередованием гласных.
Наша миниатюрная проверочная работа показала, что если вы будете очень внимательны, то не допустите орфографических ошибок при анализе текста упр.440. Но прежде, чем приступать к работе, ответьте на несколько вопросов.
Комплексный анализ текста упр.440
Задания для комплексного анализа текста
(В.А.Солоухин)
Проверяем практические умения по теме “Чередования в корне слова”
Упражнение №441. Проверочный диктант.
Задание
Объясните графически чередующуюся гласную О-А в корнях. Обозначьте условия выбора этой гласной.
– Какие задания комплексного анализа текста показались вам интересными?
– Над какими вопросами было трудно работать?
– Помог ли комплексный анализ, проведенный над текстом упр.440, подготовиться к проверочному диктанту?
Выполните задание упр.437 и напишите сочинение-миниатюру, используя предложенные в упражнении словосочетания. Озаглавьте ваш текст.
Упражнение 437. Обозначьте изученную орфограмму.
Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла; сберегли р..стение; выр..щенный школьниками сад; небольшой р..сточек.