Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Урок русского языка по теме Чередование гласных О-А в корне. 5-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 905

Арбузова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Воспитывать внимательность, любовь к природе; уверенность в себе, развивать творческие способности.
  2. Развивать логическое мышление учащихся, их умения сопоставлять информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  3. Обобщить материал, изученный по теме “Чередования гласных О-А в корне”, научить практически применять правила при работе с предложенным текстом и грамотно писать тексты под диктовку, а также собственные сочинения.

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности

Сегодня на уроке мы заканчиваем изучать тему “Чередования гласных О-А в корне”. Как вы думаете, что важнее на сегодняшнем уроке (выберите один вариант ответа):

А) повторить формулировку правила;
Б) на практике не ошибаться в правописании корней с чередованием;
В) уметь находить условия выбора гласной в корне с чередованием.

Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Б.

Для разминки предлагаю вашу любимую игру.

Задание №1

Развиваем логическое мышление.
Проверяем знание орфографии.

Игра “Четвертое лишнее”

Вставьте пропущенные буквы-орфограммы.
Найдите лишнее слово в каждой группе слов. По какому основанию оно лишнее?

  1. Р…стущий, выр…щенный, пр…стейший, р…сточек (простейший)
  2. Р…сток, р…стовщик, отр…сль, р…стение (растение)
  3. Р…столстеть, р…столкать, р…стущий, р…стаять (растущий)

Актуализация известного материала

Сегодня вам предстоит выполнить интересную, разнообразную комплексную работу с текстом, чтобы хорошо подготовиться к проверочному диктанту в конце урока.

Для того чтобы не допустить орфографических ошибок по нашей теме, выполните задание №2.

Задание №2

Выполните следующее задание и ответьте на вопрос: можно ли чередующиеся гласные в корне проверять ударением? Обоснуйте свое мнение.
Выделите самую существенную информацию в формулировке правила.
Чередующиеся гласные в корне -А, -О:

а) зависят от ударения:
гар/гор, зар/зор, твар/твор, клан/клон, плав/плов.

Без ударения пишется: гор, зар, твор, клон, плав.
Примеры: загар – гореть, зорька/зарево – заря, поклон/кланяться – наклонять.

Исключения: из(при-)гарь, выгарки, пловец (пловчиха)

б) зависят от значения слова:
равн/ровн.

– В значении “горизонтальный, прямой, гладкий” пишется О, например: ровный, разровнять;
– в значении “одинаковый” пишется А, например: равный, равнение, уравновешенный.

Исключения: поровну, равнина, ровесник, уровень.
мак/мок:

– в значении “погружать в жидкость” пишется А, например: макать в молоко;
– в значении “постепенно пропитываться, пропускать влагу” пишется О, например: плащ промокает;

в) зависят от следующей согласной
лаг/лож, раст/ращ/рос, кас/косн, скак/скоч.

Примеры: предлагать – предложить, скакать – вскочить, росла – выращивать, касаться– коснуться.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, скачок, скачу.

Формирование умений

Выполните задание №3, вспомнив изученные вами правила правописания корней.

Задание №3

Перед вами шесть слов:
1) огурец 2) дневной 3) собака 4) вырастать 5) лесник 6) прикоснуться

Разделите слова на три группы, установив закономерность правописания корня.
Заполните таблицу: запишите в ней общее название для каждой группы слов и перечислите слова, которые вы отнесли к этой группе.
Дополните в таблицу по одному примеру из упр.440, прочитав его беглым чтением.

Как называется эта группа? Какие слова относятся к этой группе?
Группа 1
Группа 2
Группа 3

Промежуточный контроль

Задание №4

Мини-проверочная работа. Проверяем практические умения по теме “Орфография”.

Задание 1.

Найдите и подчеркните слово с буквой О в корне с чередованием гласных.

  1. Изл…гать
  2. Р…стение
  3. Пол…жжение

Задание 2.

Найдите и подчеркните слово с буквой А в корне с чередованием гласных.

  1. Прил…жжение
  2. Прик…саться
  3. Р…сточек

Наша миниатюрная проверочная работа показала, что если вы будете очень внимательны, то не допустите орфографических ошибок при анализе текста упр.440. Но прежде, чем приступать к работе, ответьте на несколько вопросов.

Комплексный анализ текста упр.440

Задания для комплексного анализа текста

  1. Что такое текст?
    Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?
    Назовите виды чтения.
  2. Прочтите текст изучающим чтением.
    (1) Всех больше укр…шает наш замкнутый земной мирок некое высок… р…стение с пышными белыми цв…тами. (2)То есть каждый цв…ток в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цв…ты на стебле в бесчисленн…м множестве и образуют пышн…ю, бел…ю, сл…гка ж…лтоватую шапку. (3)А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышн…е шапки сливаются и вот уже как бы белое обла…ко дремлет среди неподвижной лесной тр…вы. (4)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим р…стением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

(В.А.Солоухин)

  1. Какие вопросы у вас появились после прочтения текста, что вам непонятно?
  2. В прямом или переносном смысле используется слово “замкнутый” в предложении 1? Подберите синоним к этому слову.
  3. Выделите в тексте ключевые слова.
  4. Как можно проверить, что человек понимает прочитанное, а не механически пересказывает? (Когда текст пересказывают своими словами.) Перескажите текст, используя выписанные вами ключевые слова.
  5. Найдите в тексте эпитеты и метафоры в предложениях 3 и 4. Расскажите, какие образы удается создать автору текста, используя эти изобразительно-выразительные средства.
  6. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.
    1) Экскурсия в лес.
    2) Высокое растение.
    3) Такая удивительная природа!
    4) Цветочное облако.
  7. Найдите в тексте корни с чередованием. Подумайте, какую букву надо вставить и почему? Подберите к выделенным словам слова с чередованием согласных в корне.
  8. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
  9. Какие еще правила правописания корней необходимо знать, работая над пропущенными буквами в тексте?
  10. Запишите выбранный вами заголовок и спишите текст, вставьте пропущенные буквы-орфограммы.

Проверяем практические умения по теме “Чередования в корне слова”

Упражнение №441. Проверочный диктант.

Задание

Объясните графически чередующуюся гласную О-А в корнях. Обозначьте условия выбора этой гласной.

Рефлексия

– Какие задания комплексного анализа текста показались вам интересными?
– Над какими вопросами было трудно работать?
– Помог ли комплексный анализ, проведенный над текстом упр.440, подготовиться к проверочному диктанту?

Домашнее задание

Выполните задание упр.437 и напишите сочинение-миниатюру, используя предложенные в упражнении словосочетания. Озаглавьте ваш текст.
Упражнение 437. Обозначьте изученную орфограмму.
Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла; сберегли р..стение; выр..щенный школьниками сад; небольшой р..сточек.