Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературы по рассказу А.И. Куприна Куст сирени

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 712

Мололкина Оксана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени»; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение 1), иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», портрет писателя, сборники рассказов.

Тип урока: изучение нового материала.

Словарная работа: (слайд 5) педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

I. Определение темы урока.

Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (О любви. На доске открывается тема урока.)

Запись в тетради темы урока, эпиграфа.

II. Постановка целей урока.

Давайте подумаем вместе, какие цели нашего урока? (Учитель побуждает детей думать, помогает четко сформулировать цели, дополняет)

(Выявить взгляд Куприна на любовь ; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь ; показать роль зеркальной композиции и антитезы для раскрытия идеи произведения по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».)

III. Изучение новой темы.

1. Актуализация опорных знаний.

2. Словарная работа.

3. Слово учителя.

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

4. Вопросы на читательское восприятие.

5. Исследование по тексту.

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

6. Аналитическая беседа.

7. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Сравнительная характеристика (слайд 8)

Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

8. Межлитературные связи.

9. Отношение автора к героям.

10. Рассказ ученика от имени героя.

11. Работа с эпиграфом.

12. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

13. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

14. Смысл заглавия.

(Слайд 9) Хотя на улице еще зима, мороз, но по календарю уже весна. У нас здесь такая замечательная, душистая, благоухающая сирень.(Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского). Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

IV. Рефлексия.

У меня на душе тоже радостно.

V. Домашнее задание (на выбор; слайд 10)

1 вариант: После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант: Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора).

3 вариант: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д. Задание лучше распечатать, чтобы учащиеся могли дома определиться с темой).

VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.