Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Программа дополнительного образования по краеведению Мой край северный

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 370

Малинин Иван Алексеевич, директор школы-интерната, учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.

Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Программа дополнительного образования рассчитана на пять лет, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 5-8 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала” и краеведческих материалов школьного музея. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.

Цели:

  1. Формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.

Задачи программы:

  1. Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
  2. Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.

Основные направления краеведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
  3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Программа по дополнительному образованию “Мой край северный” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

Предполагаемые результаты программы “Мой край северный” включают следующие формы контроля:

В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.

Содержание программы

Основным содержанием программы “Мой край северный” является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Ямала, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческо-туристической деятельности. Деятельность школьников и педагогов по программе “Мой край северный” определяется тематическими блоками:

  1. Летопись родных мест.
  2. Родословие.
  3. Военные события.
  4. Природное наследие.
  5. Этнография.

Тематические блоки-модули программы “Мой край северный”

1. Блок модуль “Летопись родных мест”:

1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.

1.2. “Наши земляки”.

“История школы”.

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.

Задачи:

Основные формы деятельности:

Ожидаемые результаты:

2. Блок модуль “Родословие”:

2.1. “Древо жизни”.

2.2. “Семейные традиции и обряды”.

Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

Основные формы деятельности:

  1. Изучение и составление семейных родословных.
  2. Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
  2. Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.

3. Блок модуль “Военные события”:

3.1. “Великая Отечественная война”.

3.2. “Мемориал”.

3.3 “Современные военные конфликты”.

Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

Основные направления и формы деятельности:

Ожидаемые результаты:

3.1. “Великая Отечественная война”.

3.2. “Мемориал”.

3.3. “Современные военные конфликты”.

4. Блок модуль. “Природное наследие”:

4.1. “Тайны природы”.

4.2. “Природа в опасности!”.

Цель: вовлечение педагогов и школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.

Задачи:

Основные направления и формы деятельности:

Ожидаемые результаты:

5. Блок модуль “Этнография”:

5.1. “Основные ценности коренных народов Ямала”.

5.2. “Народная игра”.

5.3. “Фольклор”.

Цель: полнее раскрыть культуру и быт коренных народов Севера посредством изучения и освоения народных традиций.

Задачи:

Основные формы деятельности:

Ожидаемые результаты: