Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Обобщающий урок по теме Основы логики и логические основы компьютера. Урок – детективное расследование Найти человека!

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 289

Пашабекова Светлана Анатольевна, учитель информатики

Цели урока:

  1. Учебная – обобщение и систематизация знаний по основам логики, контроль за уровнем усвоения материала;
  2. Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности, стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  3. Воспитательная – воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнёра, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Этап “В чём соль?”.
  3. Этап “Золотоискатели”.
  4. Этап “Определи номер”.
  5. Этап “Внимание! Розыск!”.
  6. Этап “Перекрёстный бой”.
  7. Итоги урока.

Подготовительный этап.

Учащиеся делятся на одинаковые группы, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах выбираются командиры. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 7 вопросов для команды соперника.

Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.

Ход урока:

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по основам логики и логическим устройствам компьютера. Наша задача - обобщить, систематизировать знания, которые вы получили, изучая данную тему. Но, наш урок мы проведём в необычной форме - форме расследования.

Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. К нам поступило заявление о пропаже человека. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные для поиска пропавшего. За оперативность вы получите соответствующую на группу оценку.

Этап 1. “В чём соль?”

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их тип и истинность? [1] Умножив количество истинных высказываний на количество ложных, вы узнаете, сколько лет пропавшему человеку. А, сложив количество единичных высказываний, частных и общих вы установите время пропажи человека.

  1. Число 6 – не чётное.
  2. Посмотрите на доску.
  3. У каждой лошади есть хвост.
  4. Кто отсутствует?
  5. Есть кошки, которые дружат с собаками.
  6. Некоторые медведи - бурые.
  7. Все рыбы умеют плавать.
  8. Буква А – гласная.
  9. Внимание! Посмотрите на право.
  10. Некоторые ученики двоечники.
  11. Тигр – не хищное животное.
  12. Все солдаты храбрые.
  13. Не все книги содержат полезную информацию.
  14. Некоторые растения обладают целебными свойствами.
  15. Наполеон был испанским императором.

Ответы:

  1. Высказывание, единичное, ложное.
  2. Не высказывание.
  3. Высказывание, общее, истинное.
  4. Не высказывание.
  5. Высказывание, единичное, истинное.
  6. Высказывание, частное, истинное.
  7. Высказывание, общее, истинное.
  8. Высказывание, единичное, истинное.
  9. Не высказывание.
  10. Высказывание, частное, истинное.
  11. Высказывание, единичное, ложное.
  12. Высказывание, общее, ложное.
  13. Высказывание, общее, истинное.
  14. Высказывание, частное, истинное.
  15. Высказывание, единичное, ложное.

Ответ: возраст пропавшего человека - 24 года, время пропажи 11 часов.

Этап 2. “Золотоискатели”.

Выполнив данное задание, вы узнаете, сколько людей участвовало в похищении.[3]

Даны простые высказывания:

А= “Принтер – устройство вывода информации”.

В= “Процессор - устройство обработки информации”.

С= “Монитор- устройство хранения информации”.

D= “Клавиатура - устройство ввода информации”.

Определите истинность составного высказывания:

(А&В) & (СVD)

Ответ: похитителей был один человек.

Этап 3. “Определи номер”.

В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа похищены задания на розыск. Только, что мне позвонил “доброжелатель” - он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны построить таблицу истинности следующего высказывания:

А или (не В или не С)

Сложив числа в последнем столбике, вы узнаете номер нужной ячейки камеры хранения.

А

В

С

неВ

неС

неВ или неС

А или (неВ или неС)

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

Ответ: 7.

Этап 4. “Внимание! Розыск”

Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получает задание на розыск:

Учащиеся групп получают задание[1]:

Определите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:

  1. если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал;
  2. если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.

Ответ: Иванов участвовал в преступлении.

Этап 5. “Перекрёстный бой!”

Каждая следственная группа хочет быть лучшей, и поэтому она пытается запутать своих соперников, дав им ложные сведения. Дома вы должны были придумать вопросы по теме урока, и сейчас вам предоставляется возможность задать их своему сопернику.

Команды, по очереди, задают вопросы.

Побеждает, та команда, которая ответит на большее количество вопросов.

Итоги урока:

Оперативность работы команд определяется по ответам к заданиям, а именно команды должны были получить следующую информацию:

По ответам можно определить какая же из следственных групп всё- таки найдёт преступника. Это группа… . Но несмотря на то, что эта группа сработала более оперативно, мне хочется похвалить всех кто сегодня принимал участие в игре. Вы все работали очень дружно, оказывали друг другу помощь. И получили следующие оценки за игру… . Игра окончена.

Список литературы:

  1. Информатика. Задачник-практикум. Г. Семакина, М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  2. Организация современного урока. Зотов Ю. Б. М., Просвещение, 2001.
  3. Задачник- практикум по информатике. Сафронов И. К. БХВ-Петербург, 2002.