Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Как показывают исследования, индивидуальное здоровье человека зависит на 49-53% от его образа жизни.
Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположенности к каким-то заболеваниям. Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь.
Среди основных составляющих здорового образа жизни главное место занимает – умеренное и сбалансированное питание, другими словами рациональное питание (правильное, здоровое питание). Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным.
Питание в подростковом возрасте оказывает серьёзное влияние на психофизиологическое, эмоциональное, интеллектуальное и половое развитие школьников. Для нормального развития подросток должен ежедневно получать с пищей необходимое количество энергии. Не менее важны и качественные характеристики питания, и здесь же на первый план выступают личные знания подростка о правильном рационе, полезных и вредных продуктах питания, а также качество его знаний об общих принципах здорового образа жизни.
Многие зарубежные авторы, занимающиеся изучением поведения подростков, связанного с риском для здоровья, считают неправильное питание одним из поведенческих рисков. В американском опроснике – «Система наблюдений за рискованным поведением молодёжи», впервые опробованном отечественными исследователями в Москве в 1998–1999 гг., есть разделы «Вес», «Питание».
Анализ анкетирования 1293 московских школьников 12–17лет с помощью этого опросника, проведённого научной группой Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, показал, что:
Общеизвестно, что подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, периодом сильных психофизиологических изменений и обретения самостоятельности, периодом, для которого вообще характерно рискованное поведение.
Влияние на формирование пищевого поведения в подростковом возрасте оказывают:
Американские исследователи отмечают сильное негативное влияние
СМИ, в первую очередь телевидения, на формирование пищевого поведения – реклама быстрой и нездоровой пищи, напитков и т.д. В то же время СМИ могут стать проводником мощного положительного влияния оздоровительных программ на государственном уровне, если они будут рекламировать полезные продукты.
Ещё не устоявшееся поведение и не сформированные привычки, в том числе в питании, могут изменяться, развиваться и укрепляться под сильным влиянием группового поведения, лидеров подростковых групп, но также и под влиянием учителей и школьной среды в целом.
Школа и учитель могут дать детям и подросткам знания, навыки и благоприятную среду, в которой они нуждаются, чтобы научиться «здоровому поведению».
Учитель является, и всегда являлся важной фигурой в жизни подростка, особенно в раннем подростковом возрасте, в современной школе он может и должен помочь подростку сформировать правильную модель поведения.
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством питания, режимом питания. Культура питания включает в себя не только отношение к пище, но её состав.
В рацион современного человека входит большое количество продуктов, относительно дешёвых, но содержащих большое количество углеводов. В первую очередь это мучные изделия – хлеб макароны. Человек недополучает большое количество природных биологических веществ, которые удаляются из исходных продуктов при их обработке. Безвредно ли это? Оказывается, это понижает сопротивляемость организма, что приводит к разным заболеваниям. Несбалансированное питание ведёт к росту заболеваний, связанных нарушением объёма веществ, к болезням сердца и сосудов.
Культура питания – это оптимальное для человека количество съедаемой пищи. Может ли человек определить, сколько ему нужно есть? Главное правило - соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% – из жиров, одна из которых должна быть твёрдыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-55% должны приходиться на углеводы, содержащиеся в фруктах, овощах, злаках, орехах.
Целью моей работы является:
Содержание учебного курса, задачи, на решение которых он нацелен, имеют главную цель обучения навыкам правильного питания – заложить фундамент здорового питания на долгие годы жизни, базирующийся на положительном опыте, достаточном умении и уверенности учащегося в своей способности вести на практике здоровый образ жизни.
Учебный курс по питанию я вижу самостоятельным, активно использую программу «Разговор о правильном питании» т.к. я провожу уроки здоровья в 5-6-х классах. Эта программа мне помогает в работе, и обязательно согласовываю с другими школьными предметами и учебными курсами, или интегрирую по отдельным темам, в какие из них, как естествознание, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура, трудовое обучение, а также во внеклассные мероприятия в рамках комплексной школьной программы здоровья.
В своей работе я отдаю должное внимание обучению навыкам «правильного питания», охватываю все возрастные группы учащихся, но большое внимание уделяю 5, 6 классам и работе с ними активно использую III часть программы «Разговор о правильном питании» – «Формула правильного питания. Поскольку привычки питания необходимо изменять, начиная со школьного возраста, до того как пищевое поведение уже сформируется.
В нашей школе из 297 обучающихся и учащихся питаются горячим питанием.
Ведётся постоянная работа по обогащению и разнообразию рациона питания в школьной столовой, а также учитываются хронические заболевания учащихся, т.к. 14% детей имеют хроническую форму гастрита.
Проведённое анкетирование в нашей школе дало следующие результаты (в анкетировании участвовало 252 учащихся):
Мною проводится определённая профилактическая работа с учащимися: приглашаю медицинских работников, которые рассказывают, как нужно правильно питаться в школьном возрасте, о пользе и вреде многих диет и т.д.
А также проводятся совещания при директоре, на которых большое внимание отводится питанию учащихся в школьной столовой (рассматривается рацион питания, с учётом хронических заболеваний учащихся).
Ниже я предлагаю разработку урока здоровья в 5 классе, которое я разработала используя III часть программы «Разговор о правильном питании» – «Формула правильного питания». «Правильное питание – залог сохранения и укрепления здоровья»
Тип урока: импровизированная пресс-конференция.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие (формирование умений):
Воспитательные:
Оборудование: раздаточный материал – карточки с записью принципов питания, правил питания, факторов питания; таблица «Пирамида правильного питания», чистые листки бумаги, фломастеры, звукозапись.
Ход занятия представлен в Таблице.
Анкета «Как вы питаетесь?» – Приложение 1, Пирамида правильного питания – Приложение 2.
Список литературы: