Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание литературы

Урок литературы в 7-м классе по теме: Повесть о Петре и Февронии Муромских

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 512

Синягина Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы

Тема. В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека).

Цели:

Методические приемы: аналитическая беседа, работа над словом, выразительное чтение.

Оформление урока: фотография храма Вознесения Господня, где находится икона благоверных князей Петра и Февронии с частицей их святых мощей, аудиокассета с записью музыки Литвака И.А. (Студия звукозаписи Московского Свято-Данилова монастыря).

Ход урока

1. Обращение к теме и эпиграфу

Как вы понимаете древнюю евангельскую истину: “Главное - люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо”.

2. Что главное в жизни, на ваш взгляд?

Как вы понимаете значение слова “стержень”?

На доске толкование слова: Стержень - перен. Основная часть чего-либо, содержательный центр. Человек без стержня - бесхарактерный, слабый, нецелеустремленный.

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? (Разные варианты ответов учащихся).

Может, в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

3.Работа с текстом

Почему текст “Повести…” трудно читать современному человеку? Определите жанр произведения.

Работа в группах:

1.Сказочное в повести :примеры вымысла, особенности сюжета, волшебство.

2. Житие: реальные факты жизни героев, своеобразная композиция, финал

Докажите свои точки зрения.

Вопросы группам.

- Огненный змей, прилетевший к жене князя Павла,-это сказочный персонаж? (Нет, вспомним “Сергия Радонежского”, где встречались с бесами, искушавшими человека).

- Можем ли мы утверждать, что перед нами мудрая сказочная дева, загадывающая своим женихам загадки?

(Нет, главная героиня-реальный человек, а не идеальный образ, ее мудрость изображается как земная).

- О чем говорит ее иносказательная речь? (Об опыте общения с носителями фольклорной традиции, употребление метафор в речи говорит об особенностях данной местности).

- Приведите примеры использования тропов в речи Февронии (Чтение отрывков текста).

- Какой вывод мы можем сделать:сказочная или реальная героиня перед нами? (Речь загадками - знак мудрости земной, а не сказочной).

4.Словарная работа

- Продолжите строку:

Целомудрие - это…

Исцеление человека - это…

- Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

5.Аналитическая беседа

Целомудрие, т.е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: “Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и…” (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни).

Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).

- От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

- Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом “Петр и бояре”, чтение в лицах).

- Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).

- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Обращение к определению жития: Житие - жизнеописание человека, достигшего христианского идеала - святости.

6.Смысл названия произведения

- Почему называется “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).

- В чем святость героев? (Чтение эпизода “И правили они в городе том…”)

7.Анализ финала “Повести”

- Какое значение имеет концовка? “Жили они долго и счастливо и умерли в один день” - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.

Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

- Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг-принимают монашество (иночество)? (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).

8.Выводы.В чем основная ценность книги? (Ответы учащихся).

Миниатюра “Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (2-3 предложения). Письменная работа учащихся.

Слово учителя.

Герой рассказа Ф.М.Достоевского"Сон смешного человека”

Странствует во сне. Перемещается в пространстве, во времени. Во сне попадает на нашу землю, в те времена, когда люди не знали греха, жили в Раю. Проходит, переживает с ними весь путь человеческого греха, видит, как страшен грех. И просыпается уже совсем другим человеком, который понял вдруг древнюю евангельскую истину. (См. эпиграф к уроку).

Прошел герой путь, не сходя с места, проснулся в том же кресле, где заснул, но истину понял, а значит, и путь прошел, путь нравственного преображения.

Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.

9.Чтение отрывков из своих сочинений-миниатюр.

(Музыкальное оформление)

“Я вдруг поняла, что есть Бог, и теперь знаю-хранит он нас”

(Иванкина Лилиана)

“А еще мне кажется, что в моем сердце стало больше сострадания…”

(Архиповская Настя)

“Ведь мы-гости на Земле, а жизнь, прожитая здесь, это всего лишь маленький период нашего существования. Ведь там, как учит нас духовная литература, мы будем жить вечно. Теперь для меня интерес к жизни стал другим. Оставить след на земле, не прожить ее впустую.

(Смирнов Егор)

“Я не могу это объяснить, но мне кажется, что жизнь моя должна измениться к лучшему. (Кирпенко Катя).

“Я поняла, что не одними материальными благами жив человек, что надо еще думать и о своей душе…”

(Попова Даша)

“Захотелось покаяться…

”(Алесенко Саша)

“Истинный смысл моей жизни в том, чтобы не делать людям зла”

(Тихомиров Саша)