Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме Древняя Греция

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 292

Филатова Ольга Евгеньевна, учитель истории

В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Игра – это всегда воображаемая ситуация с соответствующими персонажами. От участников игры требуется проявление исторических знаний, фантазии и театральных способностей. Игра – мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть.

Данный урок призван обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; продолжить развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, умение аргументировать, сопоставлять различные точки зрения.

О проведении урока-викторины учащиеся предупреждены заранее. На подготовительном этапе из учеников класса формируется 3 команды. Каждая команда определяет свое название и выбирает капитана. Члены команд готовят сценки из жизни Древней Греции. Учитель является ведущим викторины, жюри выбирается из учеников параллельного класса или старшего класса.

Основной этап урока-викторины идет по намеченному плану. Возможные отступления, вопросы, ситуации решаются учителем.

На оценочном этапе игры учащиеся проводят рефлексию. Каждый ученик получает лист-анкету, где сам оценивает свою работу на уроке.

1. Начинается урок с представления команд. За название и приветствие начисляется 3 балла.

2. Затем проводится викторина вопросов “Разминка”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1.Какое море омывает восточное побережье Греции?

2. Где находилось царство Одиссея?

3. Кто такой Дедал?

4. Чем знаменит Тесей?

5. Что такое фреска?

6. В каком произведении мы встречаемся с Циклопом?

7. Назовите столицу Аттики.

8. Как называлась рыночная площадь в Афинах?

9. Что такое колония?

10. Как называли себя греки?

11. Какой бог покровительствовал мореплаванию?

12. Кто такой оратор?

13. Кто был предводителем ахейцев в Троянской войне?

14. Помните ли вы имя главного героя троянцев?

15. Кто такой стратег?

3. Домашнее задание команд.

Команды-соперницы должны назвать героев каждой сценки и событие, которое они отображают. За правильный ответ – 5 баллов.

4. Конкурс капитанов “Найди правильный ответ”.

Капитанам выдаются листы с вопросами. Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Греки верили, что главные боги живут во дворцах…

а) острова Крит

б) высоко в небе

в) на вершине Олимпа

2. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а) Иштар

б) Ариадной

в) Семирамидой

3. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью “Прекраснейшей” к царевичу:

а) Тесею

б) Эгею

в) Парису

4. По преданию, происхождение названия “Эгейское море” связано с именем царя:

а) Афин

б) Пилоса

в) Микен

5. Они “писаны не чернилами, а кровью”. Так греки говорили о законах:

а) Миноса

б) Ману

в) Дракона

6. В Афинском полисе Совет знати назывался:

а) архонтом

б) ареопагом

в) кастой

7. Рождение греческого театра связано с праздниками в честь бога:

а) Диониса

б) Зевса

в) Посейдона

8. Греческая письменность была составлена на основе:

а) китайской иероглифики

б) финикийского алфавита

в) клинописи Междуречья

9. Посещение театральных представлений было:

а) бесплатным для всех желающих

б) бесплатным для почетных гостей

в) платным для всех

10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:

а) кисточкой

б) писалом

в) стилем

5. В то время, пока капитаны команд выполняют задание, среди остальных членов команд проводится конкурс “Узнай книгу и автора”. За правильный ответ – 5 баллов.

1 текст:

“Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же
Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться.
Снова под сильными веслами вспенилась темная влага.
Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает
Внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль наш”.

(Гомер, “Одиссея”)

2 текст:

“Едва успевши на престол родительский
Усесться, сразу должности и званья
Богам он роздал, строго между ними власть
Распределил. А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться
Не стал. А я посмел. Я племя смертное
От гибели в Аиде самовольно спас”.
(Эсхил, “Прометей прикованный”)

3 текст:

“Храбрый! Почти ты богов! Над моим злополучием сжалься,
Вспомни Пелея отца: несравненно я жальче Пелея!
Я испытую, чего на земле не испытывал смертный:
Мужа, убийцы детей милых, руки к устам прижимаю!”

(Гомер, “Илиада”)

4 текст:

“Всякий раз, когда карфагеняне прибывают к тамошним людям, они
выгружают свои товары на берег и складывают в ряд. Потом опять
садятся на корабли и разводят сигнальный дым. Местные же
жители, завидев дым, приходят к морю, кладут золото за товары
и затем уходят. Тогда карфагеняне высаживаются на берег для
проверки: если они решат, что количество золота равноценно
товарам, то берут золото и уезжают. Если же золота, по их мнению,
недостаточно, то купцы опять садятся на корабли и ожидают”.

(Геродот, “История, IV,196)

Подводятся итоги конкурсов.

6. Конкурс “Объясните происхождение выражений”.

Каждая команда получает карточки с 5 выражениями. За правильное объяснение жюри выставляет по 2 балла за верный ответ.

- “Под эгидой” - “Рог изобилия”

- “Двуликий Янус” - “Олимпийские игры”

- “Титанический труд” - “Геракловы столпы”

- “Сын Эскулапа” - “Гомерический смех”

- “Ахиллесова пята” - “Нить Ариадны”

7. Конкурс кроссвордов.

Каждой команде выдается лист с кроссвордом. Жюри выставляет по 1 баллу за каждое правильно разгаданное слово.

10 11 13 15 16
9 12 1 14 17
2 3
4
5
6 7
8

По горизонтали:

1. Богиня земли. (Гея)

2. Имя младшего сына Нестора, сопровождавшего Телемаха в его поездке в царство Менелая. (Писистрат)

3. Богиня подземного царства. (Персефона)

4. Имя деда Ахиллеса. (Зак)

5. Какое имя часто прилагается к Гермесу в поэмах? (Эрмий)

6. Кто из богов покровительствовал Одиссею? (Афина)

7. Сын Посейдона, отец пилосского царя Нестора. (Нелей)

8. Пророчица, дочь Приама и Гекубы, уведенная после падения Трои в плен Агамемноном. (Кассандра)

По вертикали:

9. Эпитет Афродиты. (Киприда)

10. Одно из двух чудовищ, плавание мимо которого было опасно; жило в мрачной пещере под скалой. (Сцилла)

11. Дочь Зевса и Лето (Латоны), богиня охоты. (Артемида)

12. Как называлась нимфа речных вод? (Наяда)

13. Как называлась жертва в сто быков? (Гекатомба)

14. Остров в Кикладском архипелаге, откуда были родом Аполлон и Артемида. (Делос)

15. Бог, преследовавший Одиссея. (Посейдон)

16. Бог огня и кузнечного ремесла. (Гефест)

17. Один из женихов Пенелопы, наиболее назойливый. (Антиной)

Итоги урока подводят члены жюри и учитель, объявляется команда-победитель.

На этапе рефлексии каждый ученик получает лист-анкету, помогающий оценить школьникам свой труд.

1. Дайте ответы на вопросы.

а) Как я усвоил материал?

- получил прочные знания, усвоил все вопросы (10 баллов)

- усвоил материал частично (7 баллов)

- необходимо еще поработать (4-6 баллов)

б) Как работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

- везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-10 баллов)

- допустил ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов)

- не справился (с какими заданиями?) (4-6 баллов)

в) Как работала команда?

- дружно, совместно разбирая задания (9-10 баллов)

- активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов)

- работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов)

2. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось?

Литература

“В союзе с Клио”, Москва, 1998 г.

Г.И.Старобинская “Вопросы и задания по истории Древнего мира 5 класс”, Москва, 2003 .