Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Растениеводство с основами агротехники (программа курса по выбору для 9-го класса)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 377

Фролова Ольга Федоровна, зав.методическим отделом

Основная цель курса – приближение содержания обучения биологии к повседневным потребностям работников сельского хозяйства и всех сельских жителей в такой отрасли как растениеводство.

Основные задачи курса:

Программа предусматривает проведение лекций, практических занятий, экскурсий. В результате изучения данного курса обучающиеся должны

Данный курс рассчитан на 13 часов в течении первой четверти. Проведение курса рассчитано на группу до 10 человек, именно такое небольшое число делает возможным учет индивидуальных способностей учащихся для более полного усвоения материала.
Контролирующим занятием в конце изучения данного курса планируется заседание круглого стола: “С урожаем круглый год”.
Изучение данного курса может завершиться для ученика выбором профессии связанной с сельским хозяйством, а так же применением полученных знаний, умений, навыков при ведении личного подворья.

Учебно-тематический план:

Наименование тем

Количество часов

Контролирующие задания

Лекц.

Практ.

Всего.

1.

Понятие о почве и ее плодородии. Взятие образцов почвы

0,5 ч.

0,5 ч.

1 ч.

2. Практическая работа 1 “Определение механического состава почвы” 1 ч. 1 ч.
3. Практическая работа 2 “Определение влажности почвы” 1 ч. 1 ч.
4. Общая характеристика сельскохозяйственных культур и приемов их выращивания 1 ч. 1 ч.
5. Практическая работа 3 “Выгонка зеленого лука и петрушки. Влияние основных элементов питания на их рост и развитие” 0,5 ч. 0,5 ч. 1 ч.
6. Практическая работа 4 “Создание гербария районированных сортов зерновых культур” 1 ч. 1 ч.
7. Практическая работа 5 “Повышение засухоустойчивости, солеустойчивости, морозоустойчивости семян” 1 ч. 1 ч.
8. Состав почвенного раствора, необходимый для роста растений 1 ч. 1 ч.
9. Физиолого-биохимические основы хранения урожая 1 ч. 1 ч.
10. Экскурсия “Ознакомление с работой сушильного комплекса” 2 ч. 2 ч.
11. Практическая работа 6 “Определение чистоты и массы 1000 семян” 1 ч. 1 ч.
12. Экскурсия в ПТУ, аграрный техникум: “Моя будущая профессия” 2 ч. 2 ч.
13. Практическая работа 7 “Результаты влияния основных элементов питания на рост и развитие растения” 1 ч. 1 ч.
14. Итоговое занятие

1 ч.

Круглый стол: “С урожаем круглый год”.
ИТОГО: 4 ч. 11 ч. 15 ч.

Содержание учебной программы:

Содержание программы

Ссылки на задачи

1. Понятие о почве и ее плодородии. Взятие образцов почвы
  • Классификация почв.
  • Морфологические признаки почв.
  • Физические, агротехнические, водные свойства почв.

4

2. Практическая работа 1: “Определение механического состава почвы”
  • Песчаная.
  • Супесчаная.
  • Легкосуглинистая.
  • Среднесуглинистая.
  • Глинистая.

4, 2

3. Практическая работа 2: “Определение влажности почвы”
  • Влажность.
  • Влагоемкость.
  • Относительная влажность.

4, 2

4. Общая характеристика сельскохозяйственных культур и приемов их выращивания
  • Классификация полевых и овощных культур.
  • Водный режим и способы производства овощных растений.
3, 4
5. Практическая работа 3: “Выгонка зеленого лука и петрушки. Влияние основных элементов питания на их рост и развитие”
  • Заготовка почвенной смеси и посадочного материала.
  • Установление оптимального водного режима.

2, 3

6. Практическая работа 4: “Создание гербария районированных сортов зерновых культур”
  • Технология изготовления гербария.
  • Оформление гербарных коллекций.

2, 3, 4

7. Практическая работа 5: “Повышение засухоустойчивости, солеустойчивости, морозоустойчивости семян”
  • Почвенная и атмосферная засуха. Суховеи.
  • Галофиты, гликофиты, мелиорация.
  • Процесс витрификации.
  • Методы повышения засухоустойчивости, солеустойчивости, морозоустойчивости.
2, 3, 4
8. Состав почвенного раствора, необходимый для роста растений
  • Роль отдельных элементов в растении.
  • Основные минеральные удобрения.

4

9. Физиолого-биохимические основы хранения урожая
  • Физиологические основы хранения урожая.
  • Биохимические основы хранения урожая.

1, 4

10. Экскурсия: “Ознакомление с работой сушильного комплекса”
  • Сушка семян.
  • Сортировка семян.
  • Хранение семян.

1, 3

11. Практическая работа 6: “Определение чистоты и массы 1000 семян”
  • Взятие исходного и среднего образца.
  • Уровень чистоты и массы семян.
1, 2
12. Экскурсия в ПТУ, аграрный техникум: “Моя будущая профессия”
  • Знакомство с профессиями.
  • Выявить интерес и склонности учащихся к тем профессиям в которых необходимы знания по биологии.

1

13. Практическая работа 7: “Результаты влияния основных элементов питания на рост и развитие растения”
  • Влияние температурных, водных и питательных элементов на урожай лука и петрушки.

2, 3

14. Круглый стол: “С урожаем круглый год”
  • Обсуждение результатов опытов.
  • Защита гербарных коллекций.
  • Выводы.
1, 2, 3, 4

Перечень ключевых слов:

Список литературы:

  1. Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Орлова А.Н. Литвак Ш.И. От азота до урожая. – М.: Просвещение, 1983 г.
  3. Практикум по физиологии растений / под. ред. Проф. Третьякова Н.Н. – М.: Колос, 1982 г.
  4. Растениеводство / Под. ред. Акад. Вавилова П.П. – М.: Колос 1979 г.
  5. Устименко Г.В. Основы агротехники полевых и овощных культур – М.: Просвещение,1991г.
  6. Харитонов Н.П. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии. – М.: ГОУЦС ДОД, 2003 г.
  7. Якушкина Н.И. Физиология растений М.: Просвещение, 1980 г.