Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Повторение и обобщение знаний по теме Сложноподчиненные предложения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 285

Иванова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Отрабатывать умения:
    1. различать изученные виды придаточных предложений;
    2. правильно ставить знаки препинания, находить и объяснять орфограммы в тексте;
    3. выполнять различные виды языкового разбора.
  2. Учить выполнять комплексный анализ предложенного текста и на его основе создавать собственный
  3. Воспитывать любовь и чуткое отношение к слову, родному языку.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Подготовительная беседа (5 мин.).
  3. Работа с текстом (20 мин.).
  4. Написание сочинения – рассуждения (15 мин).
  5. Итог урока. Домашнее задание (3 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подготовительная беседа

Работа по вопросам и с таблицей упражнения №189 (фронтальный опрос).

Вопросы:

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Охарактеризовать каждую группу.

Приведите примеры предложений каждой группы (по одному предложению).

3. Работа с текстом.

Итак, мы с вами повторили, какие предложения называются сложноподчиненными, и на какие группы они делятся. Эти знания пригодятся нам в дальнейшей работе при анализе предложенного текста и написании сочинения.

Каждый из вас получил распечатанный текст. Пожалуйста, прочтите его и ответьте на вопрос, к какому стилю и типу речи можно отнести этот отрывок. Свой ответ аргументируйте.

(Не) возможно держать при себе (или тем бол..е зауч..вать наизусть) все книги которые вам могут когда (нибудь) понадобиться. (Не) лучше ли записать самое главное? Можно коротко если позволяет память или подробно если на нее (не) льзя надеяться. Подобные записи называют..ся конспектами. Пишите конспект как угодно — хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но внимание! Удобно должно быть и тогда когда пр..дется конспектом воспользоваться. Например на экзамене когда от в..лнения дрожат руки заплетается язык и прыгают строчки перед глазами.

Ну (ка) загл..ните в свой конспект. Если вы писали плотно (плотно) без полей (н..) чего (н..) выделяя ручаюсь что вы попадете сейчас в конспект как в темный лес. Мелкие тесно написан..ые буквы сольются в сплошную линию, хоть “караул!” кричи — (н..) чего (н..) найдешь. Хорошо что пока в наших силах пов..рнуть время (в) спять: ведь мы только представили себе этот конспект. Тетрадь перед вами снов., чистая, можно писать (по) другому.

Широкие поля, на них основные вопросы поставлен..ые в работе которую вы конспектируете. Если бумага в клетку пиш..м через строку. Абзацы обязательны, самое важное исчеркиваем. Надеюсь что опасность заблудит..ся в собствен..ых записях м..новала.

(По Е. Басовской.)

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ.

  1. Определите стиль текста (свой ответ аргументируйте).
  2. Определите тип текста (свой ответ аргументируйте).
  3. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, графически объясните правила.
  4. Выполните различные виды разборов:
    1. фонетический слова ЯЗЫК;
    2. морфологический слова ПИШИТЕ;
    3. морфемный и словообразовательный разбор слова ЗАБЛУДИТЬСЯ.

(После прочтения текста обучающиеся делают вывод о том, к какому стилю и типу речи относится текст, приводя аргументы в подтверждение своей точки зрения)

4. Коллективное выполнение заданий, предложенных к тексту.

Ребята, сейчас мы еще раз, но теперь уже коллективно, прочтем текст, объясняя правила правописания и постановки знаков препинания.

Работа "по цепочке"; текст не переписывается в тетрадь, задание выполняется в розданных в начале урока распечатках.

Молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь поработаем по вариантам. Первый вариант находит в тексте СПП с придаточным определительным, второй вариант - СПП с придаточным обстоятельственным условия. Выпишите эти предложения, выполните их полный синтаксический разбор, начертите схемы (по одному человеку из каждого варианта работают у доски).

Проверка правильности выполнения задания, выставление отметок работавшим у доски.

К вашему тексту прилагаются задания, часть из них мы уже выполнили, сейчас вы самостоятельно выполняете задания № 4.

Трое обучающихся работают у доски. После выполнения задания и проверки им выставляются отметки.

5. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения.

Итак, ребята, мы разобрали текст, повторили орфографические и пунктуационные правила. Теперь вспомните, пожалуйста, что такое рассуждение, какова его структура?

Ответы обучающихся.

Молодцы. Сейчас, используя известные вам теоретические сведения о построении рассуждения, опираясь на разобранный на уроке текст, напишите сочинение - рассуждение на тему "Нужен ли конспект современному школьнику?" В работе постарайтесь использовать СПП с различными видами придаточных.

6. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

Ребята, сегодня на уроке мы повторили правила правописания и постановки знаков препинания в СПП. Домашним заданием будет подготовка к контрольному диктанту по теме "Сложноподчиненное предложение".

В конце урока собрать тетради с сочинениями.

ПРИМЕЧАНИЕ. Текст для анализа см. в книге

Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М., 2006.