Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Применение химических знаний в изучении полезных ископаемых Хабаровского края

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 285

Метелёва Ирина Евгеньевна, учитель химии и биологии

Цели и задачи урока:

Оборудование и реактивы: образцы минералов, шкала Мооса, кусочки стекла, кусочки неглазурованной керамики (бисквиты), раствор соляной кислоты.

Мультимедийный диапроектор.

Ход урока

Приветствие. Учащиеся знакомятся с целью и задачами урока. В 2009-2010 учебном году учащиеся 8 класса принимали участие в геологическом фестивале. Материалы, которые были собраны, использованы для создания презентации к данному уроку. Урок можно проводить в 9 классе или во втором полугодии в 8 классе.

Хабаровский край по разнообразию и запасам различного минерального сырья относится к числу богатейших регионов страны. В его недрах лежат уголь, оловянная руда, золото, платина, редкие металлы.

Приложение. Слайд 2

Если посмотреть на карту, можно увидеть месторождения строительного камня, алюминиевой руды, даже природного газа и перспективных нефтегазоносных пластов. Добыча многих полезных ископаемых ведётся открытым способом, например, угля в районе Новый Ургал и Чегдомын. Открытым способом велась добыча оловянной руды. Оловянная руда – касситерит. По составу, это главным образом, оксид олова IY.

Слайд 3

Добыча олова в Хабаровском крае велась с конца 50-х годов ХХ века. Месторождение олова было открыто 11 сентября 1955 года Ленинградским геологом Олегом Николаевичем Кабаковым в отрогах хребта Мяо Чан. Месторождение было названо Солнечным. Существует легенда. Погода в этом году не баловала геологов. Сентябрь был холодным и дождливым. Долго искали оловянную руду. По расчётам она должна была здесь быть. Олег Николаевич хотел разжечь костёр, чтобы согреть чаю. Он случайно перевернул какой-то камень, и в этом момент выглянуло долгожданное солнце. Камень сверкнул на солнце. Им оказался касситерит – оловянная руда.

Слайд 4

В недрах края можно найти оксид кремния IY, красивейший горный хрусталь (музей п. Солнечный), аметист, найденный в районе п. Циммермановка ,недалеко от Хабаровска.

В музее п. Солнечный мы увидели исландский шпат (с двойным преломлением), кварц, агат.

Слайды 5-9

В районе речек Ира и Ними на севере края найдена сиреневая яшма (SiO2). Нигде в мире нет аналогов этого минерала.

Слайд 10

А вот этот минерал, который больше нигде не встречается, был найден в районе р. Силинки в Комсомольске-на-Амуре. Это – яхонтовит (SiO2).

Слайд 11

В минералогическом музее п. Солнечный мы увидели прекрасный экземпляр минерала джемсонита (он содержит Pb, Fe, Sb,Si)

Слайд 12

Самые активные - щелочные и щелочноземельные металлы представлены минералами: галитом, кальцитом, гипсом и флюоритом.

Слайды 15-16

Минералы, содержащие цинк, алюминий, железо, медь, благородные металлы на следующих фотографиях.

Слайды 17-24

Каменный уголь и минерал, образовавшийся из ископаемой смолы хвойных растений пермского периода – янтарь - на последних изображениях. Янтарь аморфный, непостоянен по своему составу.

Слайды 25-26

Следующий этап урока - практическая работа по определению минералов.

Предлагаем ребятам побыть на уроке геологами.

Учащиеся делятся на несколько групп. Каждая получает по три минерала. Необходимо определить их по описанию. Определяем следующие параметры: цвет минерала, цвет черты, оставляемый на бисквите, твёрдость, блеск. Для некоторых характерны особые свойства: солёный вкус, магнетизм, реакция с соляной кислотой.

Твёрдость можно определить с помощью ногтя (его твёрдость равна 2),с помощью стекла, но более точно с помощью шкалы Мооса.

Учащиеся заполняют таблицу:

Минерал Цвет Цвет черты Твёрдость Блеск Особые свойства

Для выполнения работы ребятам предлагается справочный материал.

Ноготь оставляет царапину на образце

Галит. Цвет серый, белый. Водяно-прозрачный, голубоватый, розовый, красный, пятнистый. Черты не оставляет, блеск стеклянный, твёрдость 2. Имеет солёный вкус и растворяется в воде.

Кальцит. Цвет молочно-белый или бесцветный, водяно-прозрачный, черта бесцветная, блеск стеклянный, твёрдость 3. Бурно реагирует с соляной кислотой. Разновидность кальцита – исландский шпат – двупреломляющий со ступенчатым изломом.

Гипс. Цвет бесцветно-прозрачный со ступенчатым изломом, белой чертой и стеклянным блеском, называемый Марьиным стеклом. Непрозрачный, с желтоватым оттенком, занозистым изломом, белой чертой и матовым блеском, называемый селенитом. Твёрдость у обоих 2.

Ноготь не оставляет царапины на образце; образец не царапает стекло.

Лимонит. Цвет охристо-жёлтый, от бурого до чёрного, местами железо-чёрный или ржаво-бурый, цвет черты ржаво-бурый, охристо-жёлтый, блеск металловидный, твёрдость до 5.

Галенит. Цвет свинцово-серый, цвет черты стально-серый, блеск сильный металлический, твёрдость 2-3, тяжёлый. При ударе распадается на кубики и образует ступенчатый излом.

Халькопирит. Цвет латунно-жёлтый, золотистый, черта чёрная с зеленоватым оттенком, блеск сильный металлический, твёрдость 3-4.

Сфалерит. Цвет от коричневато-бурого до чёрного, Цвет черты от желтоватой до коричневой, блеск алмазный, твёрдость 3-4.

Флюорит. Цвет голубоватый, бледно-зелёный, сиреневый, прозрачный. Черты не оставляет, блеск стеклянный, твёрдость 4.

Образец оставляет царапину на стекле.

Пирит. Цвет светло-жёлтый (светлее халькопирита), цвет черты чёрный, зеленовато-чёрный, блеск металлический, твёрдость 6.

Кварц. Цвет различный: от бесцветного до окрашенного разных оттенков, блеск стеклянный, твёрдость 7. На гранях кристаллов наблюдается поперечная штриховка.

Магнетит. Цвет железно-чёрный, иногда с синеватой побежалостью, черта чёрная, блеск металловидный, твёрдость 6. Обладает магнитными свойствами.

Гематит. Цвет вишнёво-красный, железно-чёрный, стально-серый, черта вишнёво-красная. Блеск металловидный. Твёрдость 6.

Касситерит. Цвет от жёлто-бурого до чёрно-бурого. Цвет черты светло-бурый, белый, блеск алмазный, твёрдость 6-7. Тяжёлый.

Подводятся итоги урока. В качестве домашнего задания, учащимся предлагается найти материал о применении трёх минералов из практической работы.